Звуки музыки (с)

Этого дня ждали и боялись многие: взлетит или не взлетит? Успех первых «Стражей» был не оглушительным. Он был всеохватывающим! Приход выловили не только замороченные фанаты комиксов. Я — почти их идейный противник — вышел из кинозала со слезами счастья. Понравилось и задротам и пацанчикам, и детям и интеллектуалам. «Стражи» угодили всем. Они не сделали хорошую экранизацию комикса, они сделали хорошее кино. Именно то, что и требуется от любой съемочной группы, взявшейся визуализировать историю. И даже обилие ляпов и штампов ни у кого не вызвало истерики. Разве что добрую улыбку.

И ясно, что после такого успеха продолжение неизбежно (деньги, деньги). А еще ясно, что с такого Эвереста крайне трудно шагнуть еще куда-то вверх. Попытаешься повторить рецепт первого фильма — и скажут: фу, ничего нового! Попытаешься удивить — завопят: они погубили сам дух франшизы! Но самое страшное, что создатели могли и не заморочиться. После первых «Стражей» вторые можно было делать черно-белым, немым и с клингонскими субтитрами — он все равно сорвал бы кассу. А нужно ли тратить лишнюю энергию ради достижения цели — сборов? Все законы эволюции вкрадчиво шепчут: нет.

И потому идти было страшно. Но не идти нельзя.

Я ждал чумовой графики, мельтешащего по экрану экшна, яркого юмора. Но я и думать не смел, что попаду на кино о семейных ценностях! Да! Эти брутально-безумные «стражи» всю картину — кто вольно, кто невольно — ищут семью. Что подметили многие. Но удивительное в том, что динамический комикс вдруг поднимает этот вопрос в очень актуальном ключе: утраты семьи, как группы кровных родственников. Кровь — вещь, которая была основополагающей для всех людей тысячи лет — сегодня теряет свою роль. В «Гамлете» Клавдий не был злодеем. Он заботился о Гамлете, любил Гертруду… но он обречен был помереть, ибо кровная месть! Гамлет завалил его и еще море невинных людей, как велел ему зов крови. Нынче роль родства угасает. Дети разлетаются по миру и почти не видят родителей. Двоюродные, троюродные — это уже вообще кто такие? Но человек — обезьяна стадная. А потому в XXI веке формируется новое понятие семьи. Которое и раскрывает «Стражи Галактики. Часть 2».

Сиквел не смог удержаться на уровне Эвереста первой части. И всё же — он хорош. Это по-прежнему, одна из лучших комиксовых франшиз, которая не очень-то и напоминает комиксы (если бы не все эти бесчисленные отсылки, выдающие жанр).

И, так же, как и в первой части — трудно найти рецепт успеха. Однако, мне кажется я смог найти ту приправу в рецепте, которая обеспечила качество.

Сюжет? О нет! Только не он. Сюжет в «Стражах» прост как три копейки. Его прочитываешь на раз, он совершенно не удивляет, не держит в напряжении, здесь нет яркой истории. Собственно, сюжет спасает только большааая ложка самоиронии. С горкой! Создатели сами посмеиваются над разбросанными по фильму шаблонами и клише. Чуть только натянутый момент или излишний пафос — тут же возникает слом, обсмеивающий эту ситуацию. Разве что в конце, где авторы картины раскрывают основную тему (тему семьи), где приходят утраты — пафоса и соплей так много! И ни одной шутеечки.

Юмор? Нет, он тоже сдал на фоне первой части. Когда создатели фильма смеются над собой — всё отлично! Но вот многие шутки, которые сами по себе, слабы. Вплоть до убогого — «чувствительные сосочки».

Персонажи? Вряд ли. Хотя, почти каждому сценаристы не поленились в характеры добавить каких-то новых красок, но, по-настоящему удивляют и радуют только крошка Грут и синерожий свистун Йонду.

Визуальный ряд? Вот здесь сложнее. «Стражи» чертовски красивы. Я всегда говорил и буду говорить, что пропасть лежит между фильмами, которые делают дизайнеры и Художники. Если, например, «Черепашек» сделали первые, то «Стражей» — несомненно вторые. Этот невероятный космос, удивительная планета Эго, яркие персонажи. Фильм дает тонны еды для глаз. Однако, красота — это не всё. Бертоновские «Алисы» какими бы красивыми они не были — вызывают у меня полное отторжение.

Наконец, пришло время последней приправы в рецепте. Музыка. И это именно она! Я вам больше скажу: музыка — это не приправа. Это просто главный компонент блюда. Вы не задумывались, почему у фильма такое глупое название — «Часть 2»? Не отсылка ли это к кассетным сборникам, которые в плейере слушает Звездный Лорд? Иначе говоря. Название фильма как бы намекает: чем отличаются вторые «Стражи» от первых? Новой кассетой! Остальное всё то же.

Фильм начинается как клип. Музыка сразу заявляет о своей доминантной роли в картине. Старые забытые (а то и неизвестные) мелодии греют душу. Ты можешь не знать исполнителей, но в музыке 80-х по умолчанию хранится какая-то магия, загадочное тепло. Невольно вспоминаются невероятные сборы абсолютно проходного мультфильма «Зверопой». Почему? Да, потому что там были десятки песен самых разных эпох. Похоже, Голливуд нашел рецепт успеха: пробей броню зрителя ностальгической стрелой — и захватывай плацдармы его души!

Музыка — не фон. Это настоящая волшебная палочка, которая наполняет чарами прочие составляющие. Когда песни начинают цитировать — даже поверхностный сценарий наполняется какой-то глубиной. Музыка 80-х заколдовала и картинку: мы словно видим будущее глазами людей 80-х. Злюки — этакие панки, летающие на кораблях, похожих на внутренности газовых заводов. Резиновые роботы для утех и так далее. Трудно описать словами.

А в конце саундтрек полностью захватывает фильм. Как бог, решивший переделать Вселенную по своему подобию, музыка наплывает на титры, превращая их в задник винилового альбома. Затертого, ретрошрифтового. Черт возьми! От них было не оторвать взгляда! Титры покорили меня больше, чем фильм. Потому здесь музыка царила на 90 %.

Стрела ностальгии пробила меня.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ