«Зоология» Твердовского: союрреализм нашего времени

«Зоология» Твердовского: союрреализм нашего времени

Немолодая женщина Наташа живет в приморском городке со своей мамой и работает в местном зоопарке. Она слишком кроткая и загнанная, именно поэтому её коллеги не прочь над ней хорошенько поиздеваться. Однажды утром героиня Наталия падает в трагический обморок, после чего неожиданно обнаруживает у себя хвост. С этого то и начинается эта история.

Наташа бегает по врачам, покупает таблетки, словом, пытается избавится от такой необычной «проблемы». Ясное дело, что таблетки не помогают, а хирург постоянно отправляет ее на повторный рентген так как снимок «вышел не очень четким».

И несмотря на такой неприятным фактор, Наташа начинает дружить с молодым рентгенологом, после чего их дружба перестает в нечто большее, и вот наконец наша героиня на закате своей «второй юности» начинает по-настоящему расцветать.

Иван Твердовский прославился в 2014 году со своим «Классом коррекции», который произвел настоящий фурор на Кинотавре и в Карловых Варах. Надо сказать, что такой юный (для России уж точно) режиссер продолжает исследовать тему того, каково это быть другим, изгоем, не таким, как все. И если в предыдущей его картине эта тема кричала драматизмом навзрыд, то «Зоология», конечно же, близка к драме, но к драме совершенно артхаусной и до ужаса сюрреалистичной.

Этот трагифарс, некая поэтически-мечтательная сатира сохраняет все исконно русские жанры. Все это уже когда-то было у Гоголя, Достоевского, Булгакова в литературе, в кино же у Тарковского и Сокурова.

Твердовский буквально высмеивает то, что так изящно демонстрирует «глянцевый» кинематограф и «новая волна» русского кино. Он игнорирует все красивое, и даже несмотря на то, что фильм снят в удивительном морском городе(название которого умалчивается) это не делает его эстетичным. Твердовский с ужасной правдивостью показывает все извечно русские образы: и эти бабки в поликлиниках, которые перемывают сплетни, услышанные около подъезда, и суеверные женщины, и люди, подсаженные на телевизор, которые постоянно сетуют на нехристей и атеистов из Европы.

И главная героиня является частью этой среды, в свои пятьдесят с лишним лет она ни имеет на своей собственной семьи (за исключением пожилой матери), ни хорошей работы, где ее бы ценили, ни даже адекватной самооценки и элементарного самоуважения.

Но вот появляется хвост, он же метафора, он же главная проблема, и он же главное спасение. Наташа выходит из зоны своего комфорта, начинает меняться, влюбляется, и попадает в зону совершенно жуткого дискомфорта, которая способна наконец-то встряхнуть героиню как следует и заставить ее принять вызов судьбы. И она принимает этот вызов, идет наперекор себе и что самое главное, обществу.

Это картина в меньшей степени о жестокости социума, скорее она о смелости быть собой, а также о том, что любовь случается. Странная, дикая, но тем не менее, она есть.

Картина оставляет странный осадок, и вероятно, это вызвано открытостью финала, что так любит делать режиссер и по совместительству сценарист ленты.

Здесь не будет голливудского хэппи-энда, но и рыдать на разрыв аорты зрителю тоже не предлагается. А предлагается посмотреть в глаза странностям, которые есть в каждом из нас и понять, что за эти странности приходится платить.

7 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ