Зима – не полевой сезон

(1972)

— Он не геолог. Он — геОЛУХ!

На студии «Казахфильм» в советское время было снято много замечательных картин. Лента Юрия Пискунова «Зима — не полевой сезон» — из их числа. «Негромкая», но очень тёплая и искренняя картина о временах, когда национальность не имела никакого значения, потому что на первом месте всегда стояли человеческие и профессиональные качества, и судили человека исключительно исходя из них. Пискунов Юрий Васильевич в 1964 году окончил режиссёрскую мастерскую А. Згуриди во ВГИКе, после чего стал работать казахским кинодокументалистом. «Зима — не полевой сезон» — его единственный игровой фильм в котором заметно «веяние» кинодокументалистики: многие сцены сняты так, будто не имеют к главным персонажам никакого отношения, зато насыщяют кадр дополнительной информацией, делающей понятнее замысел автора.

Автором сценария выступил Олжас Омарович Сулейменов — поэт, писатель-литературовед, народный писатель Казахской ССР, к 1972 году уже успевший поучаствовать в двух кинопроектах. Олжас Омарович окончил школу в 1954 году и поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году, получив диплом инженера-геолога. Последние годы учёбы совмещал с работой в геологоразведочных партиях. Литературной работой занялся ещё во время учёбы в университете. Вот и получается, что писал Сулейменов о том, что хорошо знал и понимал. Зрители, имеющие отношение к геологии сразу почувствуют правдивость и искренность рассказанной поэтом истории.

Фильм получился «тёплым» и по-семейному «уютным». Честные открытые люди без апломба и карьеризма выполняющие свою нелёгкую работу. Жизнь геолога — далеко не сахар: 8 месяцев в году (где — больше, где — меньше) — полевой сезон, а потом — «камералка». Фильм о настоящей дружбе, когда интересы другого ставятся выше собственных. Именно по этой причине сотрудники Кариева (Макиль Куланбаев) идут в очередной отпуск вовсе не для того, чтобы поехать отдохнуть, а собрать фактологический материал, которого не хватило их руководителю при защите диссертации. Лента повествует, прежде всего об искренних человеческих отношениях и уважительном отношении друг к другу.

Несомненным плюсом картины является её чуточку комедийный настрой. Это и отдельные забавные сцены. Это и обращение друг к другу не по именам, а по прозвищам: «Седой», «Кур», «Мух», «Толстый». Это и любовь «Кура» (Борис Гитин) к «не слишком правдивым» историям. Хорошее кино, которое не стремится залезть в глубины человеческой психики, зато легко и доступно рассказывает о временах, которых уже никогда не будет…

Источник