Жизнь прошла мимо

(1960)

Что такое хорошо и что такое плохо

да, это не Рио. И воровская жизнь — это не прогулка в белых штанах по океанскому пляжу. Хотите увидеть человеческое лицо урки? Послушайте их стенания по радио России в 12 часов дня по воскресеньям. Все — невинные овечки, все переживания только за свои загубленные «судьбой» годы, несправедливость наказания и прочее, прочее, прочее. Ни слова о жертвах их преступлений. И песенки с рекламой воровской романтики.

Именно такие фильмы, как этот фильм Басова и надо показывать каждый день по телевизору в прамтайм. Не «Крестного отца», ни «Ночной патруль» с обояшкой Бернесом, не «Бригаду» с ее посылом «не я такой, жизнь такая», не «Жмурки», превращающими трагедию в комедию идиотов для идиотов, а жизнь человека в ничто, даже не «Брата», со всенародно любимым «справедливым» наемным убийцей, а вот такое, реальное лицо криминального мира. Без флера воровской романтики с ее дутой «справедливостью», а с реальным отношениями: служишь мне — я тебе дам долю, оступился — руки не подам, использование «фраеров» для обделывания своих дел (вот как раз фраерам и можно показать свое «человеческое лицо» пока нужда не кончится в лохе), при угрозе ареста — бросай всех, спасай себя, решил зажить честно — убью, ни семьи, ни детей, ни матери, ничего, что может привязывать к другим людям, недоверие к самым близким, все отношения строятся на угрозе расправы.. и в результате тотальное одиночество и безысходность..

Фильм снимался в конце 50-х, когда еще очень остро стоял вопрос борьбы с преступностью, всплеск которой был вызван войной. Жизнь была очень сложной, многие города еще лежали в руинах, трудится приходилось на грани надрыва, а то и за гранью. И всякая романтизация воровского мира с его «легкими деньгами» и «веселой» жизнью могла толкнуть в руки рекрутов от криминала неустойчивую молодежь, безотцовщину, когда матери чуть ни сутками пропадали на работе, чтобы поднять детей, видя их только ночью, когда они отсыпались.. И государство понимало ситуацию, и брало на себя огромную долю в деле воспитания пацанов и девчонок. И кино было «важнейшим из искусств» в этом процессе. И фильм Владимира Басова — прекрасный пример отлично сделанного инструмента для разъяснения пацанам, что есть что. Что такое хорошо и что такое плохо. Где «наши», а где «не наши». Что такое «жить» и что такое «прожигать жизнь»..

И взрослый, конечно, замечает односторонность инструмента, что жизнь имеет больше граней, нежели у топора, но человеку, которому нужно построить дом, нужен топор, а не бриллиант с его замысловатой огранкой. И топор этот, утилитарный предмет, сделан с замечательным «прикладным искусством», отличная режиссура, операторская работа — шедевральная, фильм настоящего мастера, недаром его дальнейшие «бриллианты» — «Щит и меч», «Дни Турбиных» стали всенародно любимыми картинами и смотрятся с любого момента и до конца. «Открою кодекс на любой странице и не могу, читаю до конца!»

Источник