Жить

(2010)

«Жить» Юрия Быкова (2010)

«Жить» — дебютная картина Юрий Быкова, весьма добротно сделанная, предлагает рассмотреть и противопоставить две жизненные позиции, конфликт которых и становится драматургическим стержнем картины: живую, человеческую позицию, бережно относящуюся к жизни и людоедскую, эгоистическую, которая защищает лишь себя и живет по законам джунглей. История простого охотника, попавшего в эпицентр бандитских разборок и обнаруживающий в себе экзистенциальную червоточину, рассказана вкупе с повествованием о бандите, в котором просыпается человечность.

Картина камерная, в ней мало персонажей (5-7 человек), большая часть фабулы фундирована вокруг двух основных героев, которые выясняют отношения, постепенно проясняя свои позиции. Ключевой диалог, как всегда в России (тем она и жива), происходит о Боге, когда бандит говорит, что Бога придумали овцы, чтобы пугать волков. Здесь чувствуется знание им Евангелия, и осознанное богоотвержение, свойственное большинству людей, живущих по людоедским законам эгоизма и чистогана.

Также весьма драматичной сценой становится убийство собаки, когда живое существо уничтожается из соображений выживания. Вообще логика выживания на протяжении всего фильма противопоставляется логике человечности, говоря о том, что альтруизм опасен для жизни, живущий самоотверженно должен быть готов к сложностям в жизни, что его будут пытаться уничтожить бесчеловечные законы этого мира. Тем не менее, фильм жизнеутверждающе говорит нам о том, что все — не те, кем кажутся, и бандит, проходя мимо церкви, оказавшись один, услышав, как его назвали нелюдем, начинает внутренне перерождаться.

Вообще фильм очень убедительно показывает, как люди влияют друг на друга, как они способны изменить характеры друг друга, если сталкиваются в экстремальной ситуации. Это почти экзистенциалистское эстетическое высказывание о том, сто пограничная ситуация обнажает то в характере, что скрыто, и в чем человек отказывается сам себе признаться, что делает фильм Юрия Быкова весьма взвешенным и глубоким художественным высказыванием. Лента хорошо смонтирована и срежиссирована, в ней задана высокая эстетическая планка для камерного формата драмы, при этом эмоциональный накал каждого эпизода довольно значителен и не позволяет зрителю расслабиться, что тоже свидетельствует о профессионализме постановщика, сценариста (и что самое удивительно, еще и композитора) Юрия Быкова.

Источник.