Железная пята бюрократии

Железная пята бюрократии

Статистически автор картины «Я, Дэниел Блэйк» британский режиссер Кен Лоуч — самый возрастной обладатель главного приза Каннского кинофестиваля. В 2016 году Лоуч получил приз за этот фильм, когда ему было уже под 80. И ничуть не странно, что Лоучу в фильме-победителе удается выдать определенный манифест для посетителей собеса, понятный любому, кто сталкивался хотя бы раз с машиной под названием «государство». Лет 30-40 назад, во времена СССР, режиссер мог бы получить вполне заслуженное звание борца и обличителя загнивающего капиталистического строя. Но вышедший сейчас на экраны «Я, Дэниел Блэйк» — корректная социальная драма о социальной обочине Ньюкасла и о звенящем равнодушии системы к ее гражданам.

Фильм Лоуча очень четко расставляет все акценты в процессе просмотра. По трейлеру «Я, Дэниел Блэйк» — лента о борьбе простых англичан за свои права. Но марксово-энгельсовская риторика угнетенных пролетариев и бьющая плакатность напрочь отсутствуют. Вместе них режиссер видит главное в абсолютно другой плоскости — помощь своим соседям по социальному дну, взаимная поддержка, человечность и самоуважение. Позиция Лоуча в «Дэниеле Блэйке» далека от пропаганды классовой борьбы, вместо этого он рисует картину взаимодействия английской бюрократии, вооруженной онлайн-анкетами, резюме, санкциями и госуслугами, с простым плотником.

На главные роли в фильме были приглашены люди не самые раскрученные лица c английского телевидения. Лоуч на роль Дэниеля Блэйка пригласил Дэйва Джонса, известного по своим работам в жанре stand up и сумевшего дать каждому кадру огромный заряд искренности и человечности. Драму плотника Джонс разыграл на пару с Хейли Сквайрс в роли Кэти, одинокой матери двоих детей, которую лондонские социальные службы буквально вытолкнули в провинциальный Ньюкасл, где содержание социально несостоятельных британцев обходится намного дешевле. Нужно ли говорить о том, что героям Джонса и Сквайрс предстоит пройти по всем предсказуемо-отвратительным кругам ада низших слоев? Не ново, но современное европейское общество, по мнению Лоуча, сознательно выдавливает из себя таких Дэниелей и Кэти и обрекает их на некое подобие жизни с бесплатными талонами на питание.

Очень жаль, что «Я, Дэниел Блэйк» не идет дальше очевидного диагноза системы постиндустриального общества. Как ни странно, но нужно быть квалифицированным потребителем общества победивших госуслуг, а не просто уметь держать в руках стамеску или швабру. Блейк с баллончиком краски, подписывающий приговор системе на стене британского собеса и напоминающий о том, что он еще жив — не более чем показная кинометафора. Поэтому нет ни криков, ни протеста, социум способен отшлифовать свои социальные камешки с завидным упорством и постоянством. И очевидный, вполне предсказуемый, финал «Дэниела Блэйка» танком способен проутюжить остатки того человеческого, что в нас осталось.

7 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ