Зеленая миля

The Green Mile (1999)

Стивену Кингу везёт на экранизации куда больше, чем многим писателям, но «Зелёная миля» — настоящий шедевр тандема Кинг-Дарабонт. Простым языком создатели фильма рассказывают о сложном моральном выборе и вызывают зрителя на диалог.

Тридцатые годы прошлого века. Приговоренный к смертной казни за изнасилование и убийство двух девочек чернокожий бродяга Джон Коффи оказывается в тюрьме «Холодная гора» среди других смертников. Вскоре охранники и начальник блока Пол Эджкомб замечают, что великан обладает сверхъестественными способностями — он настоящий чудотворец. Блок смертников, где электрический стул — привычная мебель, похож на КПП при входе в ад. Всем предстоит суровая проверка на прочность — и палачам, и преступникам. Каждый имеет право только на одну ошибку, а расплата за неверный шаг — рассудок, чистота совести и кровь окружающих, а иногда и собственная.

Атмосфера старой американской тюрьмы передана точно, что называется, по-мужски — без политкорректности. В таких случаях говорят «она забирается под кожу»: все три часа фильма зритель видит происходящее как бы изнутри, становится участником событий, и тут уж каждый сам выбирает, с какого ракурса смотреть на разворачивающуюся драму. Зелёная миля — дорожка до электрического стула, выстланная светло-зелёным линолеумом — для смертника коротка, а для судьи и палача может растянуться на долгие годы. Иногда и на целую вечность.

Настоящее чудо достигается не спецэффектами; его совершают люди с уникальными талантами. Как бывает иной раз и в жизни, в фильме атмосфера надежды или отчаяния передана ракурсами камеры, цветовой палитрой и тому подобными вещами — дань настоящему мастерству старой школы кино. У последней черты — в карцере ли, в тяжёлой болезни, или на электрическом стуле — человек становится самим собой, открывается его истинная сущность. Актёрский состав блестяще это передал: в сценах буйства заключённых, зверских выходок охраны, жестоких казней на участниках нет масок. Присутствуют только живые люди, почти без грима. Самые страшные звери, тем не менее, способные любить.

«Зелёная миля» — жёсткий ответ на модные дискуссии о легализации смертной казни. Фильм не дает однозначной инструкции «казнить» или «помиловать». Ни синяя форма охранника, ни полосатая роба заключённого, ни цвет кожи, ни даже происхождение не дают гарантии справедливого приговора. Благодаря мастерству режиссёра и, разумеется, автора первоисточника зрители узнают, что и любовь может убивать; что настоящее зло — вовсе не какой-то там киборг-убийца и не тёмный властелин, а неприметный человечек с резиновой дубинкой, который, быть может, живёт с вами на одной лестничной клетке. Ещё вы узнаете, что во Флориде есть секретный цирк для ученых мышат и мёртвых детей, и что понятия «милосердие» и «человечность» могут иметь очень страшную изнанку.

Итог: фильм продолжил традиции мрачной фантастики Брэдбери, повести «Убить пересмешника», лучших триллеров Стивена Кинга — «Побег из Шоушенка» и «Противостояние». Что такое «Зелёная миля» — криминальная драма или мистика? На самом деле, всё вместе; так, как бывает только в настоящем Кино. А вы готовы пройти свою зелёную милю до конца?

Источник.