Завтрак у Тиффани

Breakfast at Tiffany’s (1961)

Трудное превращение в человека

Большая часть шарма этого фильма, обволакивающего помимо воли с какого-то момента нашего рождения, соткана из возраста картины, песни «Moon River», нескольких известных кадров с Одри Хэпбёрн и многочисленных ссылок на женственность, стиль, чёрное платье и т. п. — короче, из разговоров о фильме, несколько приукрашенном в восторженной и пылкой передаче поклонников. Мне всегда нравилась Одри Хэпбёрн, но образ Холли Голлайтли не вызвал у меня сильного отклика. Может быть, не в том настроении смотрела? Да нет, отдельные сцены показались мне лучше, правдивее других — например, трогательный и какой-то ирреальный в своей искренности эпизод с мужем Холли или сцена с котом, которого всё-таки бросились искать. Но история в целом меня не удивила, не потрясла, даже не показалась романтичной. Ни кража масок, ни поход в библиотеку, ни гравировка на колечке (хотя тема колечка всплывала каждый раз очень мило) — все эти атрибуты духовного сближения не помогли. Романтику разрушали не столько черты характера Холли — хаотичной, инфантильной, миловидной куколки (но и такие, в конце концов, могут любить), — сколько постоянные её мечты о богатых женихах, лелеемые чуть ли не до самого финала. Со стороны Пола было видно развитие чувства, с её стороны — нет. Она относилась к нему всего лишь как к приятелю, хорошему парню, с которым можно приятно провести время и к которому следует обращаться при любых затруднениях, потому что он точно поможет. И даже идиллическая концовка не до конца убедила меня, что она смогла выпутаться из своей сети. Дело, по-моему, совсем не в том, что Холли «очень напуганная» девушка, как писал о ней покорённый милой беспорядочностью Пол. Просто она поверхностна в чувствах к людям и ограничивается только внешним пластом в отношениях (была глубоко привязана только к брату) — не просто боится, но не умеет создавать глубинные эмоциональные связи, быть верной и постоянной. Она не знает цену слову «люблю» и легко говорит его мужу, от которого сбежала и которого, конечно же, не любит по-настоящему. За её щебетом и хорошим настроением, за кокетливостью манер, даже за проявленным интересом к чужим делам скрывается вежливое равнодушие. Она находится во власти своих капризов и подчиняется только им. Любопытство, откровенность, проявленная доброта — только мимолётные прихоти её настроения (или выгода). Возможно, всё это действительно родилось из страха почувствовать боль и утрату, но переродилось, мне кажется, во что-то более серьёзное. Поэтому мне трудно представить, что она могла измениться. Мне показалось, что привязанность к коту выражена даже глубже, чем к Полу. Пол для неё, увиденный после всех потрясений новым взглядом, — совершенно другой мир, неизвестный и даже чуждый. Поневоле ей пришлось соприкоснуться с этим миром вплотную, но смогла ли она преодолеть себя и понять его, стать неотъемлемой частью этого мира, на самом деле трудно сказать. Пол — человек, обладающий своей волей и чувствами. Общение, а тем более взаимоотношения с ним строить куда сложнее, чем с бессловесным котом.

Что касается существования Холли, оно настолько соответствует созданному характеру, что кажется почти естественным для этой женщины. Одобрять его невозможно, но ещё невозможнее вообразить, что она может вести какую-то иную жизнь, кроме праздной. Иногда, правда, в ней просыпается энергия и берёт верх какая-то потаённая часть существа, отвечающая за семейный очаг и саморазвитие, но в фильме попытки приобщиться к этой стороне действительности каждый раз обрываются. Непонятно, смогла она в итоге сделать что-то сама или нет. Что вызывает лёгкое недоумение. Ведь Холли не дурочка, не блаженная и уж тем более не бессеребренница по сути. И это разочаровывает. Отсутствие желания трудиться, ноль воли и немногим больше концентрации — вот такие проблемы у Холли, помимо неумения привязываться. Но она очень обаятельна и иногда удивительно наивна. К таким людям тянутся, их пытаются понять, им стараются угодить. За их внешней привлекательностью ищут глубину натуры, духовную полноту, разнообразие переживаний, а реальные их переживания склонны преувеличивать. Это вполне понятно и объяснимо.

Мне жаль, что я не нашла в столь популярном фильме многоплановости и драматизма, которые почему-то надеялась найти. Тем более обидно, поскольку блестяще снятые первые кадры — знаменитый «завтрак у Тиффани» на пустых улицах Нью-Йорка — задаёт очень высокую планку, настраивает на ожидание необыкновенно интересной, красивой, насыщенной истории. А потом появляется Пол, живущий на содержании у замужней женщины… и любовную тему куда-то кренит. Что-то начинает идти не так. Маловато позитивных впечатлений для легенды кинематографа. Пожалуй, скажу ещё, что мне понравились диалоги — незамысловатые, часто забавные, лаконичные, но удачно отражающие суть персонажей. А вот «Тиффани» внутри показался довольно рядовым магазинчиком… но больше ни слова о грустном. Главное — что благодаря фильму появилась`Moon River».

Источник.