Закрытый занавес

Pardé (2013)

После того как в 2010 году иранские власти ввели для Джафара Панахи двадцатилетний запрет на съемку кино и выезд из страны, режисеру уже трижды удалось поставить достойную картину в ограниченных для работы и творчества рамках. Фильмы Панахи непросто смотреть, в них нет саундтрека или динамичных кадров, но его фильмы получаются потрясающе «живыми».

Картина «Закрытый занавес» получила Серебряного Медведя Берлинале за лучший сценарий. Сценарий, в котором автору удалось обойти запрет на кинодеятельность и суметь вписать весь сюжет в рамки одной локации, которой стал дом самого Панахи.

«Закрытый занавес» в отличие от болем успешного в плане кинонаград «Такси» является очень личным и автобиографическим фильмом для режиссера, по крайней мере, именно такое впечатление осталось после просмотра.

Картина делится на две части, максимально тесно связанные друг с другом как сюжетно так и ментально. Первая часть раскрывает некоторые подробности особенностей жизни в Иране, на примере двух персонажей — мужчины и женщины, которые скрываются от властей. Мужчина хочет уберечь от смерти свою собаку, которую, по местным законам, ему иметь запрещено. Женщина прячется от властей после посещения запрещенной вечеринки. Во второй части больше внимания уделяется уже непосредственно жизни Панахи в условиях творческого заключения. Появляются кадры с работой оператора фильма, которые как бы отвечают на созревшие вопросы зрителей о процессе съемки фильма. Картинка становится более статичной, но Панахи не уходит в документалистику, очень гармонично связывая всех персонажей когда с помощью диалогов, а когда и с помощью нарративного монтажа.

В «Закрытом занавесе» немало метафор и отсылок к современной действительности Джафара Панахи и его отношению к политическому давлению. Автору хочется искренне аплодировать за стремление следовать за своей творческой музой и создавать великолепные картины даже в нераспологающей к творчеству ситуации.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ