Закатай меня в асфальт!

Закатай меня в асфальт!

Критиковать «Закатать в асфальт», последний опус в жанре задумчивого нуара от С. Крэйга Залера, есть за что. Однако этот без сомнения эксплуатационный фильм уж точно нельзя ругать за наличие беспричинного насилия и элементов провокации, женоненавистничество и расизм — все эти детали относятся к местному кинематографическому миру. Действие «Закатать в асфальт» происходит в киновселенной, где понравилось бы Грязному Гарри и, видимо, вдохновителю этого праздника жизни — самому Залеру. Те, кто знаком с предыдущими экспериментами в жанровом кино от постановщика («Костяной томагавк» и «Драка в блоке 99») будут в восторге от сверхрастянутого «Асфальта», поскольку зрители в теме готовы и к этому зрелищу не для слабонервных, но уже с другой, более концептуальной стороны.

Можно много иронизировать на тему заголовка киноленты и её содержания, но как и в случае с другими фильмами Залера не всё так просто. Гибсон и Вон играют двух копов в вымышленном полицейском управлении. Оба не просто «стары для этого дерьма» — из Гибсона уже сыпется песок, а его напарник чуть более идеалистичен. Копы склоны к чрезмерному насилию и за это их отстраняют от работы. Друзья знают, каково жить по другую сторону закона, и решают на время перейти в стан преступников со значками.

Залер официально можно претендовать на то, что он лучше всех понимает структуру «тарантиновщины». Диалоги в «Асфальте» превосходны, равно как и центральные персонажи. Героями выбрали мужиков, которые точно будут симпатичным всем поклонникам жесткого кино, а сам сценарист-постановщик открыто интересуется внутренним миром написанных им аморальных личностей. Как и в «Драке в блоке 99», «Закатать в асфальт» сталкивается с последствиями жесткости и силы. Моральных дилемм в сценарии много и, как принято теперь у Залера, зритель получает возможность ловко обдумать двусмысленность. Экшна в «Асфальте» наоборот мало, но к нему мастерски готовят, так что к моменту динамической сцены зрителя может буквально затрясти.

В сценарии присутствует и вторая, также тщательно разработанная, хотя и менее интересная, чем история полицейских, сюжетная линия об афроамериканском преступнике Генри. Чернокожий парень вынужден работать в преступной сфере с приятелем детства. Предположительно подобный сюжетный прием добавлен для большего сходства криминального фильма с типичной механикой жанра. Итак, Генри и его друг подбиваются на работу водителями во время ограбления банка. К несчастью для них, бравые грязные копы выходят и на них.

На самом деле, самые захватывающие фрагменты «Закатать в асфальт» кроются не в ограблении или перестрелках, а в безмятежных разговорах. Фильм очень вялый, однако это скорее в плюс: здесь есть сцена слежки, выполненная в реальном времени. В этих отрезках (например, сцена наблюдения) кинокартина наполнена острыми и стилистически важными элементами: от оригинального саундтрека до пространных диалогов. Вообще фразы из уст героев вышли содержательными и крутыми, да и вообще похожи на продукт ночного креатива опившегося кофе Тарантино. Даже такие отклонения от сюжета, как небольшая внутренняя история героини Дженнифер Карпентер, оказываются важными для понимая персонажей и игры на асоциальном уровне.

Ничто не говорит о том, что «Закатать в асфальт» должен закончится победой добра. Всё просто: как и в нашем мире, хороших людей тут нет — одни неоднозначные персоны. Мерзость и нигилизм окрашены никотином, пепельноволосым Гибсоном и циничным Винсом Воном. Любить подобный фильм трудно, но уважать и восхищаться — вполне.

7 из 10

Источник