Заблудившаяся короткометражка или фильм одного твиста

Заблудившаяся короткометражка или фильм одного твиста

Сложно сказать про полнометражные фильмы Netflix. С одной стороны этот онлайн-сервис провернул некоторую революцию в телевизионной сфере, добавив огромной конкуренции в планке качества, бюджета, но что самое главное — свежести. Практически все его проекты сделаны с весьма интересного ракурса, и смелость потокового интернет-кинотеатра практически не знает границ. Однако… Сериалы, на самом деле, нередко не безгрешны. Вообще, сложно найти безгрешный сериал, особенно когда сезонов больше чем два. Но если справится про полнометражное кино на базе Netflix, становится ещё более печальнее. Да, бюджет заставляет делать неказистое CGI, что вообще говоря не обязательно плохо, вспомнить сколько это CGI стоило лет десять назад, да и качеством оно также не сильным обладало. Сейчас как раз то время, когда CGI спасает сценаристов и режисёров в низком бюджете — смотреть на картонные разрушения, пусть и профессионально снято, мягко говоря не очень приятно. Нет, но проблема снова в бюджете, но с другого ракурса. Сервис практически не обращает внимания на критиков, по большому счёту эта бич любых ТВ-проектов — критика бесполезна. Подписка уже оплачена (или кабель уже оплачен, или реклама уже вставлена, не суть), а это значит, что даже провал будет оплачен. Поэтому выходит экономить не просто на качестве CGI, но на качестве сценария, на качестве актёров, на качестве инвентаря, на качестве режиссёра и прочего стафа. Низкобюджетность получается во всём. И вообще, только один проект Netflix из большого кино на самом деле получился чуть более удачным. Конечно, речь про фентезийную Яркость (Birght), безусловно не без помощи именитой звезды. Остальные сохраняют свою позицию раздутой короткометражки. Но почему?

Сам фильм представляет из себя оду одному твисту, или как моральное восприятия меняется от достаточной информации. За фильм, по замыслу авторов, наверное, предпочтения зрителей должны поменяться раза 3. То есть сначала мы видим простого, неказистого парня. Мы не совсем понимаем, зачем мы должны ему сопереживать. Но забавные попытки в отца и некоторая особенность всё таки в некотором роде вызывают определённые чувства к нему. Милая мордашка жены в принципе остаётся милой мордашкой, но тем не менее, каких-то крайне негативных чувств к ней тоже особо не возникает. С детьми уже интереснее, потому что нам их почти не показывают, но намекают про классическое затисканное маленькое дитя с его очень важной игрушкой и подростка в переходном возрасте. Но в целом, характеры героев достаточно плоские и это значительный минус, особенно когда видится некоторая… Нелогичность поведения? Сложно сказать, так как антураж непонятно-насколько-далёкого будущего туманит разум. И возвращаясь к твисту, моральная проблема, которую авторы хотели показать, или не хотели, но показали, на самом деле из разряда классового неравенства. В нашем мире, мире LGBTQ, чёрных президентов, женщин-президентов и прочего социального равноправия, когда серьёзно говорят об обратной дискриминации и в принципе мир движется скорее в сторону глобального поглощения и и переработки культурного опыта, чем в сторону неприятия. В таком мире сценарий, разворачивающийся в фильме кажется натянутым и неправдоподобном. Хотя, возможно банально не хватает деталей. Несмотря на обилие флешбеков, призванных объяснить происходящее, фильм уступает в проработке той же Войне Миров (War of the Words) или Тихоокеанский Рубеж (Pacific Rim). Я к тому, что у последнего, например, не смотря на огромные проблемы с физикой и некоторые проблемы с логикой, тем не менее обширный мир с хорошей историей. Здесь этого нет. И это ещё один камень в огород фильма.

И антураж добивает. Не смотря на достаточно не плохие эффекты в течении фильма (уверен, большинство зрителей не поймёт где эффект, где статика, а где реальные съёмки), всё равно ощущается дичайшая картонность окружающего мира. И этому играет на руку всё. От интерьера в постмодернизме, до ужасной физики электроники (у любого человека с техническим образованием глаза на лоб полезут). Причём могло быть плохо, но сценаристы банально не вывезли, не смогли открыть википедию. Это и практически хенд-мейд реквизит по видео из youtube. И ужасно линейный сюжет, который пусть и оказывается нелинейным, но осадок всё равно остаётся. И, к сожалению, плоский экшн. Причём старания видны, но тут режиссёр не вывез поставить нормально. Про плоскую игру заводить разговор не очень хочется, потому что по большому счёту она даже объясняется сюжетом, но тем не менее, она добавляет картонности происходящего.

И посему картина должна развалится. Из-за низкобюджетности. Из-за физики, социологии, картонности, плоскости и очень заметного в местах CGI. Но почему-то он не развалился. А иногда даже сердце замирало. Видно, что картина пытается быть похожей на лучшие произведения, тут и сидения по углам в духе Войны Миров, тут и сюжетный поворот в духе Шестого Чувства (The Sixth Sens). Эх… Если бы не эти костюмы…

Именно поэтому и кажется, что смотришь крайне раздутую короткометражку. И ей повезло довольно годно выдержать грань до твиста, которых на самом деле здесь получается как-то три, один круче другого. Когда смотришь, скучаешь и по голове стучит рояль. И становится интересно. Когда снова начинаешь скучать — стучит рояль, которая правда больше вопросов даёт. И через некоторое, не очень продолжительное время, подкидывают окончательное разжёвывание событий, но не для тех, кто не понял. Угадать будет очень тяжело, такой фильм. Это не загадка, это именно фильм одного твиста. Почему одного? Потому что первые два по сути ничего не меняют. Даже более того, будь их ровно два (сюжетно) сей фильм бы скатился до уровня The Asylum. Но выворачивая ситуацию наизнанку создатели ставят довольно глубокую проблему, о которой как-то задумываешься, особенно в наш век. И я бы не сказал, что никто про такое не думал, наоборот. Тема заезжанная донельзя, но в том и заключается заслуга идейности фильма, в условиях крайне заезженной темы он не просто попытался, и даже не просто смог, а преуспел. Потому что ассоциативный ряд также работает наизнанку, и ожидая одного, получаешь несколько другое. Из-за этого фильм не ассоциируется с другими. И здесь есть определённое лукавство, конечно. Но из песни слов не выкинешь, а впечатление прочь не пошлёшь.

Что сказать? Будь у руля какой-нибудь Джей Джей Абрамс (Лост, Звёздные Войны), в главной роли условный Уил Смит (Легенда, Яркость) с пассией Эллен Пейдж (Начало). Будь у сценарного пера… Да хоть Чарли Кауфман (Вечное сияние чистого разума, Быть Джоном Малковичем), тогда мы могли бы получить что-то с чем-то. Растянутое на два с половиной часа, держащее в напряжении от начала до конца и расширенным изданием со сценой после титров.

Но имеем что имеем. Этакая жвачка для ума. Что уже не плохо.

Источник