Юморист без юмора

Юморист без юмора

У мыслящих эмигрантов из бывшего Советского Союза наблюдается общая черта, связанная с этическим восприятием их Родины. С одной стороны, эмигрантский статус предписывает им быть в вечной оппозиции. С другой остаются светлые чувства ко всему русскому, отчасти ностальгия. Как люди именно мыслящие, они не могут позволить себе безосновательной тотальной ненависти, но все же противоречия разрывают и их. И в этом они абсолютно русские — извечная радость пополам с печалью. Есть предположение (предположение!), что Михаилу Идову такое психоэмоциональное состояние тоже может быть свойственно. Поэтому в его режиссерском дебюте «Юморист» просматривается как ностальгическая симпатия к времени застоя, так и гипертрофированная фантазия на тему красного террора.

Очень хотелось, чтобы фильм понравился, но сыпаться он начал с самого начала. Стало очевидно, что режиссер не умеет работать с актерами на площадке. Как следствие — абсолютно не сложившийся актерский ансамбль. В большинстве сцен между героями вообще нет никакого эмоционального взаимодействия. Каждый ждет, когда другой завершит свою реплику, чтобы произнести свою. На самом дне сцены с участием девочки — дочери главного героя. Во-первых, девочка плохо говорит, во-вторых, механически произносит заученный текст и также воспроизводит реакции, которым ее научили. Их взаимодействие с экранным братом вообще на уровне самых бесталанных зарисовок журнала «Ералаш» наших дней. Как такое могло устроить режиссера? Тот незначительный факт, что роль исполняла его настоящая дочь, никак не оправдание. Сентименты не помогли, только помешали. Также есть стойкое ощущение, что Алиса Хазанова слишком молода для своей героини, даже если их биологический возраст совпадает. Раньше в 40 матери двоих детей, тем более, идиш-мамы, так не выглядели.

Ладно, вроде объяснимо — режиссерский дебют. Но почему же тогда и в сценарии такие очевидные провисы, как смысловые, так и драматургические, хотя Идов в первую очередь сценарист, и как считается, неплохой. В отдельных диалогах реплики героев никак не связаны друг с другом. Получается не диалог, а набор тезисов. Будто собрались два колумниста и умничают, игнорируя друг друга.

В фильме «Юморист» нет юмора! Не смешно.

Не уверен, что юмористов, как и любых других артистов действительно могли возить на Байконур, чтобы развлекать экипаж. Тут скорее насмешка над временем, хотя довольно нелепая. Вопрос в другом — а что же так взбудоражило главного героя, что он бедный после этого аж занемог? Отвезли-привезли, денег дали несколько пачек, пальцем не тронули, идеологически не прессовали, какова же тогда природа когнитивного диссонанса? И что космонавт Луговой сказал ему такое, что изменило привычную картину мира? Даже догадаться не получится. Разве что пресловутая русская тоска внеземного происхождения несанкционированно накрыла товарища Аранзона.

Советский человек, тем более артист эстрады, был элементом вымуштрованным и крайне прозорливым. С системой огрызались совершенно другие люди, которые не давали представлений в Дзинтари, а сидели за мужеложство или были закрыты на принудительное лечение. Здесь же нам показывают признанного мэтра. Значит за предыдущие 20+ лет службы на своем посту базовые принципы поведения на сцене и в жизни у него закрепились на уровне безусловного рефлекса. Так что же могло заставить такого человека совершить практически публичное самоубийство? Когда человек живет в предлагаемых обстоятельствах, он вынужденно адаптируется, особенно в условиях всяческой несвободы. Условный юморист Аранзон тем более на клеточном уровне знает, когда надо прикрыть хлеборезку. Так чем его так допекли? Днем рождения генеральной жены? С трудом верится, что за свою длительную карьеру это первый его визит на подобный сабантуй. Да и что в нем такого отвратительного? Зрителю ничего этого не показали. В теории, конечно, возможно все, даже самое невероятное, а вот на практике едва ли. Разве что структурными изменениями мозга можно объяснить, почему успешный артист в тоталитарном государстве решился на своего рода каминг-аут. Но об этом нам тоже не рассказали.

Да, и ДСП с оракалом под мрамор не имитируют оный даже если опустить планку восприятия. Зато в кадре маячат 10 минут. Ну зачем)

Скучно и не по-настоящему.

2 из 10

Источник