Явление

The Happening (2008)

Нам бы только ночь простоять, да день… И всё.

Товарищ М. Найт Шьямалан — личность в определённых кругах довольно спорная: одно время ему прочили светлое будущее звезды кинотриллеров — чего стоит один только всем известный фильм «Шестое Чувство» — но в последнее время имя индийского режиссёра обрастает в основном негативными рецензиями и потешными обзорами. Хотя, казалось бы, неужто «Явление» не поставило все точки над «i» давным-давно?

И подача хромает…

Концепция фильма проста до безобразия и, в общем, довольно заезженна — но воздержусь от спойлеров, дабы не испортить возможного просмотра. Да, быть может, начало может показаться интригующим, однако зритель сложит в уме все части головоломки прежде, чем главные герои хотя бы определятся в своих вариантах — а это сводит на нет весь возможный саспенс. Остаётся лишь наблюдать не за тем, что происходит, а за тем — как именно. И, выходит, груз ответственности полностью перекладывается на плечи актёров и режиссёра — чтобы действо вытягивало на себе недостатки сюжетного базиса — однако тут лодка «Явления» находит на рифы кошмарной реализации…

… И лыжи не едут.

Фильм очень хочет казаться каким-то особенным, символичным и глубоким, громоздится на самом себе, как карточный домик, но и рассыпается с точно такой же лёгкостью: условно здесь почти всё, от смертоносного вируса и до поведения персонажей:

Монологи. Герои не говорят — они зачитывают полотна текста, которые, быть может, терпимо смотрелись бы на страницах книги, но в игровом кино тянутся едва ли не бесконечно. Даже простейшие — и подчас ненужные — фразы произносятся так вымученно и долго, что окружение из статистов буквально не знает, куда себя деть: в одном из кадров маленькая девочка с минуту не переставала смотреть то на камеру, то за неё, на режиссёра, откровенно скучая, потому что её отец просто не переставал болтать.

Крупные планы. Их много. И они, по большей части, бессмысленны. Лица крупным планом с одного ракурса, потом говорящие головы — с другого. Потому что это должно быть важным, потому что внимайте, смертные!

Актёрская игра… Ну, будем честны, почти никакая. Марк Уолберг порой старается стараться, но он-то читает львиную долю текста, а окружающие как будто бы измотались уже слушать одно и то же дубль за дублем и очень хотят домой.

Допущения. Помните, я говорил про обилие крупных планов? Так вот, их количество меркнет в сравнении с той тучей условностей, которые допускает сценарий. Вещи происходят сами по себе — просто потому, что режиссёру так надо — порой упираясь в железные правила этой «игры» и обходя их влёгкую! На словах всё может быть в одном ключе, на деле — в другом. Но с героями всё равно случится что-то третье. А вокруг, тем временем, продолжит набирать обороты карнавал нелепости и абсурда.

Символизм. Тут особенно нечего сказать, но кино явно хочет быть умнее, чем есть на самом деле. Чего стоит одна только вывеска «You deserve this!» на одном из местных баннеров.

Финал. Вот уж где поджидает серьёзное разочарование: «Явление» моментально забывает и о собственном «глубоком» посыле, и о том, что страшный токсин выкосил существенную часть населения попавших под удар городов — и показывает, что счастье и любовь-то — в детях. Внезапно. А выжившие — коих должно было остаться человек тридцать на каждую тысячу — все такие радостные ходят по улицам, улыбаются. А не бегут прочь из этой страны, выдирая волосы. Ведь молния же не бьёт дважды в одно дерево, правда?!

Подводя итог.

Нет, фильм нельзя назвать кромешным ужасом и провалом кинематографической карьеры — он просто очень, очень слаб. По многим параметрам, из которых складывается простенькая картинка на один раз — что, в общем, не так уж плохо для вечера перед экраном в компании с любимым человеком.

Однако это бессильно перед простым фактом: М. Найт Шьямалан слишком уж много возомнил о своём таланте, и, преследуя какие-то собственные химеры, выбрал довольно странный поворот в ячейку одноразовых полутриллеров.

Источник.