«Я не волшебник! — Но им это не известно».

«Я не волшебник! — Но им это не известно».

Сей шедевр современного кинематографа вышел на большие экраны уже давным давно. И, по правде говоря, я, скорее всего, уже и не вспомнила бы о его существовании, если бы не наткнулась случайно на него совсем недавно при переключении каналов телевизора. Это-то и всколыхнуло в моем сознании те «прекрасные» эмоции, вызванные у меня «Озом» при просмотре в кинотеатре, которыми я сейчас хотела бы поделиться.

Все достоинства этой картины исчерпываются невероятно красивой, яркой и восхитительной графикой. Да, пейзажи, спецэффекты и прочие внешние атрибуты фильма на высоте. А вот с сюжетной составляющей дела обстоят куда хуже. Тут уж можно придираться, можно нет, но лично меня привлекают фильмы, где главные герои располагают хоть какими-то достойными моральными качествами, которые побуждают им сопереживать и болеть за них. Может быть, поэтому мне не слишком по душе фильмы про ограбления, аферы и воровство, если, конечно, объектами обозначенных деяний со стороны главгероев не выступают ещё более отмороженные негодяи. Но даже если и допустить, что персонажи идут в начале действия по такому пути, есть масса примеров, где в итоге они меняются в лучшую сторону (взять того же Флинна Райдера из «Рапунцель» или Аладдина), отчего становится понятно, что безнравственные поступки, по сути, являлись лишь оболочкой, скрывающей отвагу и доброе сердце.

Что же мы видим здесь? Перед нами история знаменитого Оза, хорошо знакомого нам из «Волшебника Изумрудного города», о его пути от фокусника из Канзаса до «великого и ужасного» волшебника. Так что, может мы с вами увидим историю человека, который никак не может найти своё место в жизни, но отчаянно стремящийся доказать окружающим что он чего-то стоит, и, в конце концов, понимает своё предназначение? Забудьте! Мы видим историю обыкновенного шарлатана, не обладающего какими-либо достойными качествами, живущего лишь ради материальных ценностей в виде славы и богатства и не скупящегося на откровенное использование людей направо и налево за счёт своей смазливой мордашки и «нечеловеческого» обаяния. Редко когда в фильмах с первых же секунд главный герой вызывает у меня такое стойкое отвращение, которое ближе к концу лишь усиливается. Для меня было очевидно, что герой Джеймса Франко уже давно насквозь прогнил, и даже его последующие мало мальски героические поступки уже вряд ли оправдают его предыдущие действия. Все его якобы благородные и честные намерения, которые он демонстрирует начиная с середины фильма, просто смердят фальшью и притворством, поскольку, очевидно, служат лишь прикрытием его подлой и трусливой душонки.

Все мои рассуждения можно подкрепить конкретными примерами из фильма — второстепенными персонажами. Да-да, все они в стране Оз представляют собой альтер-эго тех личностей, с которыми так или иначе взаимодействовал наш «волшебник»: обезьянка — его верный помощник, фарфоровая кукла — девочка-инвалид и т. д. И, конечно же, три колдуньи, с которыми поочередно знакомится наш герой. С их-то помощью и проявляется вся его мерзкая сущность во всей красе.

Начну, пожалуй, по очередности знакомства с конца. Глинда в исполнении Мишель Уильямс (она же — Энни, верная подруга Оза в нашем мире) — наверное, единственный человек, перед которым герою не приходится притворяться. По всей видимости, она олицетворяет собой все то хорошее, что якобы осталось в герое Франко (к слову, все мои претензии не в адрес самого актера — с ролью он справился хорошо, тем более, если его персонаж вызывает столько эмоций, пусть и отрицательных). Хотя то, что она одобряет враньё и притворство псевдоволшебника, ставит и эту теорию под сомнение. Хотя, в целом, она вызывает симпатию, и к самой Мишель никаких претензий нет, но и ей в этом фильме далеко до Рейчел Вайс в роли Эваноры. Мало того, что ее актерская игра меня не оставила равнодушной, так ещё и то, что ее героиня воплощает, по сути, все пороки главного героя, главный из которых — безудержное стремление к материальным ценностям (вспомните хотя бы, с каким щенячьим восторгом он бросается в горы золота), для меня не оставило никаких сомнений, что, сколько бы он ни притворствовал, прикрываясь завесой благородства и чистоты души (клянусь, я безумно ждала, что Оз таки врежется в волшебную стену, пропускающую только тех, кто «чист душою», ведь он даже сам понимает, насколько у него она гнилая, когда вопит «мне точно конец!»), сущность его останется прежней.

И, наконец, Теодора в исполнении Милы Кунис. Вот кого мне было реально жалко весь фильм и за кого я болела по-настоящему! Как я понимаю, Теодора олицетворяет собой всех девушек, чьи сердца за всю свою жизнь опытный ловелас разбил без зазрения совести. У него ничего не шорохается в душе, даже когда его пытается образумить обезьянка, взывая к остаткам этой самой совести, или когда он видит уже обезображенную ведьму — он испытывает лишь отвращение, а не сожаление. По сути, перевоплощение Теодоры выглядит как то, что происходило с несчастными женщинами — чистая, наивная, светлая душа, которую растоптали, поматросив и бросив, тем самым изуродовав. Скажу честно — прекрасно понимая, что подобного чуда не произойдёт, я все равно искренне надеялась, что бумеранг все же вернётся: что Теодора накажет бессовестного повесу, отомстив тем самым за всех представительниц прекрасного пола, чьим доверием он когда-то нагло воспользовался.

И в чем же, интересно, посыл фильма, в котором герой, не обремененный достойными душевными качествами, забирает все лавры, а та, кто на себе испытал тяжесть предательства и разбитого сердца, преподносится как злодейка и негодяйка? Опять же, в «чудесное» перевоплощение главного героя я, цитируя господина Станиславского, «не верю!», от слова совсем. Тем более, что он, по итогу, остаётся абсолютно безнаказанным, никакого справедливого возмездия так и не происходит. Да, пусть друзья Оза, которые действительно проявили себя с лучшей стороны, получают заслуженную награду. Но в остальном все наоборот — а финал так просто пестрит несправедливостью! Не представляю, как можно высоко оценивать фильм, в котором главный герой — мерзавец, обманщик и шарлатан — непонятно с какой стати становится счастлив, а та, кому ни за что ни про что были причинены страдания и боль, получает незаслуженное наказание и в итоге остаётся ни с чем.

3 из 10

За красивую картинку.

Источник