Я — человек

Двадцатый век принес с собой Первую и Вторую мировые войны, с которыми кроме кровавых боев были связаны такие вещи как употребление оружия массового поражения, концлагеря, массовые расстрелы, ссылки, слом целой эпохи и ценностей гуманизма — все это изменило мировосприятие людей. Недаром Х. Ортега-и-Гассет называл модернизм искусством дегуманизированной эпохи, а экзистенциализм с характерным ему глубоким пессимизмом пустил глубокие корни. Двадцать первый век решил не оставать: международный терроризм, экологический, экономический, миграционный кризис, вместо объединения снова разъедение (Брексит, Трамп, Ле Пен и другие) и возрастающее в связи с этим число случаев расизма и дискриминации.

Новый фильм Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блейк» пропитан настроениями бесперспективности и скепсиса. Его герои закинуты в мир полный жестокости, равнодушия и абсурда. Они хватаются за каждую соломинку, чтобы выжить, чтобы обрести свое достоинство, получить право на самые базовые ценности, но в череде сменяющихся день за днем серых будней, в борьбе за выживание они не замечают, что они обречены, они бессильны изменить этот мир. Либо ты преклонишься, унизишься и смиришься, либо тебя затоптает стадо носорогов.

Эта эпоха конвейера мало помалу добилась того, что человек стал видеться как его продукт тоже — всего лишь как механизм из одинаковых деталей. В службе поддержки нас соединяют с роботом, считая что робот (то есть современный человек) с роботом легко найдут общий язык. Система рассчитана не на индивидуальность, а на массовость, она не предполагает, что может быть какая-то уникальная ситуация, не подходящяя ни под одну из предлагаемых категорий. Если робот на другом конце провода просит вас ввести 30-значный номер декларации или страховки, или билета, или чего-угодно, чтобы перейти к следующему этапу, то в системе не заложено опции «нет номера», «10 секунд не достаточно, чтобы ввести данный номер» или «в случае слепоты клиента». Если ты не можешь/хочешь заполнить форму онлайн — никаких исключений. Если ты не можешь/хочешь создать типичное резюме по шаблону — никаких исключений. Если у тебя свой метод поиска работы — никаких исключений. Либо ты преклонишься, унизишься и смиришься, либо тебя затоптает стадо носорогов.

Каждый, кто прошел когда-либо круги бюрократического ада, пусть и не полюбит, но поймет фильм точно. Правда, фильм говорит о большем — о безразличии вообще. О том как люди — это просто расходный материал. Колесико в чьем-то механизме. Именно поэтому прощальная речь раздается настоящим криком души: «Я, Дэниэл Блейк, я — человек». Авторы фильма просят на секунду остановится и посмотреть, как мы живем, как мы относимся к окружающим, как давно мы превратились в бессчувственные колесики. Как и почему мы перестали видеть и слышать. Фильм ругает систему, которая только выглядит логичной и справедливой, а на самом деле имеющей за цель вычеркнуть человека из списка и которой это отлично удается. По настроению и проблематике фильм напоминает выдающуюся драму Юрия Быкова «Дурак», где иллюзии о справедливости и важности каждого взятого в отдельности человека рушатся в прах. Есть система, есть иерархия, есть круговорот денег, нет только человека.

Новая картина Кена Лоуча находится на грани между жестким реализмом и беспощадным пессимизмом. Вместе с кафелем в ванной рушатся и надежды на добрый и справедливый мир. Если они еще у кого-то остались, конечно. Совести, чести, достоинству в современном мире не место. Можно быть честным и хорошим рабочим, безупречно убирать дома, быть отзывчивым и добрым человеком, но в этом мире, работая грузчиком, ты будешь получать 3 фунта в час, а продавая на черном рынке китайские кроссовки, можно неплохо жить. Выбирая между принципами и первой едой за неделю, ты выберешь точно не принципы, накинувшись на банку как дикарь. «Я, Дэниэл Блейк» наглядно показывает, что современное общество не создает условий для развития позитивных качеств человека, оно калечит, губит его. А отсюда вытекает и то, что такое общество должно быть разрушено.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ