Вторая рецензия, уже не такая благостная

Вторая рецензия, уже не такая благостная

Первая рецензия на начало сериала была в основном положительная. Теперь критический отзыв.

Почему в первую очередь стоит критиковать именно сценарий? Заметим, не игру актеров, не работу оператора, не режиссуру, не спецэффекты, и даже не самих сценаристов.

Игра актеров — это данность, константа, ни лучше, ни хуже. Такой у нас объективный состав российского кино-сериального пула и скамейки запасных — актеров второго плана. В самом деле, не роботами их же всех заменять?

Оператор постарался и выложил максимум из своих возможностей. Илья Овсенев стабильно выдает результаты своего труда во всех работах: про «Жениха» умолчим, а вот сериал «Сладкая жизнь» многого стоит.

Режиссура — Андрей Джунковский сейчас на подъёме и может снимать лучше, в том числе лучше, чем «В лучше, чем люди». На этом проекте он не раскрылся на 120%, но может на втором сезоне или в последующих работах.

Художники, специалисты по спецэффектам — работали в рамках ограниченного бюджета. И не создали особый «киберпанковский трэш». Отдельные сцены, в частности с «недорасстрелом» при обмене заложниками из некой летающе-стреляющей погани — просто отвратительны и грешат малобюджетностью. Куда попилили обещанный бюджет и спонсорские?

Интересно, консультантами по «сай-фаю» и «киберпанку» создатели фильма пользовались? Или положились на копипасты из «Призрака в доспехах» и «Мира Дикого запада» в заставках?

В чем корень зла

Проблемы у сериалостроения начинаются, когда количество продюсеров превышает количество сценаристов. Дело в том, что продюсеры тоже вносят поправки в сценарий на всех стадиях. Это нормально, и поправки касаются как-правило оптимизации и удешевления бюджета на съемки. Но не здесь.

Очевидно, что на хорошую идею, тот самый хай-концепт, допустим, от Александра Кесселя поставили «блюдущих канальный формат» сценаристов. И пошло… «Бесстыдники», «Сын за отца», «Неформат», «Галыгин. Ру», «Женщина в беде», «Деревенский роман», «Я отменяю смерть», «Не родись красивой», «Охотники на оборотней» ну и (а это уже хорошо) «Навигатор». Хочется сказать: «Ребята, «нулевые» давно прошли, выросло новое поколение зрителей, а состарившееся требует качественного продукта». Выходите за рамки «канальности». Приглашайте внешних экспертов, консультантов, тех же российских писателей-фантастов, футурологов, исследователей в сфере робототехники. Они мало понимают в сериалостроении, но именно их идеи и комментарии сделают ваш продукт «живым».

Пилот пишет один сценарист. Сезон — три-четыре. Все последующие — по мере того как изначальные сценаристы выдыхаются — добавляют новых. Здесь выдохлись с самого начала. Сценарий написали (первый, второй, третий и так далее драфты) — и пошло-поехало: то не так, здесь не так, а это слишком дорого, а тут «политика партии» не разрешит. Отсюда — провисы, провалы, логические несостыковки и натянутые сцены.

Зло должно быть

Откровенно слабо в сериале представлены «темные силы». Настолько слабо, что хоть самому одевай черную кожаную куртку и очки, чтобы играть старого доброго киборга-убийцу и как-то оживить тягуче-певучее-психологучее действо.

Проблемный отрицательный герой (если директора корпорации «Кронос» рассматривать как антагониста) — переигрывает, истёрт чаще, чем нужно, вызывает сочувствие проблемами в своей личной жизни. Чисто по-мужски жалко: жена наставляет рога с подчиненным. Папаша неверной женушки — «олигарх в законе», владелец «Кроноса». Тоже не может быть антагонистом, роль второго плана.

Пособник главы корпорации, курирующий вопросы безопасности, по совместительству инициатор молодежного сопротивления неолдуддитов. Смех, да и только, родом из 90-ых. Хорошо только стращает мирных обывателей. Образ, сыгранный актером, не вяжется с профессиональным интриганом-аппаратчиком со связями, каким его пытаются сделать сценаристы.

Об «отрицательности» лидера молодежного сопротивления уже говорил раньше, ну не тянет он на самостоятельного антагониста. Пока не тянет, может быть в силу возраста, а в данном случае — по причине сценарных рамок и ограничений.

Что может спасти второй сезон?

Крепкие «силы зла». Возможно, классическая пара «злодей + помощник злодея». Да, с историей, да с моральными страданиями и тяжелым прошлым. Но у злодея должен быть масштабный план. Победа в тендере на получение государственного контракта (рецензент знает, о чем пишет очень хорошо, десять лет занимался закупками) — это слишком мелко. Впрочем, как вариант, сюда можно добавить «оборонку» — создание робота-военного или киборга-военного.

У нас же будущее. Это классический, но отнюдь не набивший оскомину сценарный ход: «Злой робот — хороший робот».

Чтобы побить одного кибОрга — нужен другой кибОрг!

Сделаем злодея главой конкурирующей военизированной корпорации (можно иностранной — для обострения патриотически чувств зрителей). Его подручный — полностью или частично киборгизован, но при этом выглядит как обычный человек. Уже серьезно? Чаша весов качнулась в сторону «тьмы». Но и этого мало. Превосходство сил зла должно быть очевидным и на первый взгляд подавляющим. Киберпреступления, яростные драки (злодей против двух десятков спецназовцев).

Добавим сюда хаоса — бесчинствующие байкеры за МКАД (у нас же будущее, киберпанк), которых выселили по причине неуплаты ипотеки (привет «Сбербанку» и его «продакт плейсменту»), чокнутые хакеры, мечтающие поработить мир, террористы-маньяки, шпионы ЦРУ с манией толерантности. Ну а против них — обычная семья, обычные московские менты со своими проблемами и заморочками. Уже становится интереснее?

Тема с сатирой на российскую бюрократию и «повышение пенсионного возраста» тоже может быть раскрыта куда как подробнее. Уж больно актуальна и может быть обставлена множеством комедийных со злым саркастическим юмором шуточек. В целом, первому сезону не хватает хорошего юмора. Но каноны жанра фантастики и киберпанка таковы, что он в любом случае он будет «черным» и будет носить наклейку 16+, чего продюсеры сериала явно не желают.

В заключение

Надо доставать с антресолей положеные туда в 90-ые годы кожаную куртку и солнцезащитные очки. Очищать керосином от нафталина. На телевизионное поколение зрителей подобный «фьюче ин де паст» подействует бодряще, ностальгически.

Источник