Время летать

Иногда я пытаюсь представить себе, что бы чувствовала, окажись на месте космонавтов или астронавтов. Особенно тех, кто в чем-то был первым, то есть ступил на неизведанную «землю»… Например, на месте Леонова в жутком и прекрасном черном пространстве, когда он висел там на одном жгутике, не имея возможности опереться хоть на что-то твердое и устойчивое. Или Арсмтронга, ведущего дребезжащий посадочный модуль, постоянно сигнализирующий об ошибках, к лунной поверхности. И каждый раз, когда, как мне кажется, мне начинает удаваться «прочувствование», сердце ухает и улетает куда-то в пятки, потому что все это сродни падению в бездну… Тягуче и круто одновременно.

Триумфатор последнего «Оскара», режиссер «Ла-Ла-Лэнда» Дэмьен Шазелл очень точно уловил это настроение своим «Человеком на Луне». После таких картин задавать вопрос «зачем нам космос?» будет моветоном. Хотя режиссер пустил в своем кино яркую кадровку самых разных людей, недовольных тратами на космические программы. Они — те, кто кричал, что «денег не хватает на земное», конечно, были правы. Деньги налогоплательщиков всегда можно потратить не на ракеты, а на больницы, дороги, пособия… Вот только парни, которые понимали то, что не чувствовали все остальные, в противовес общему запросу на благополучие, на комфортную жизнь готовы были не то что некомфортно жить — они были готовы умирать — и называли это просто «работа»… Ради чего? Наверное, ради мечты — и надежды найти подтверждения тому, что люди созданы не только ради того, чтобы есть, спать и размножаться. Глаза Гослинга, ищуще смотрящие в небо, будто живой картинкой недвусмысленно иллюстрируют эту мечту. Пока одни кричали об утекающих деньгах, другие соглашались на «была — не была», даже не понимая — а точно зная, что невозвратность может настичь из-за любой мелочи вроде мелкого брака в проводке…

Меня этот фильм пробрал до косточек. За саундтрек Джастину Гурвицу, кстати, отдельное спасибо — мы с подругой прямо чувствовали, как он своей темой на прилунение нас просто мурашками осыпал… Визуально тоже придраться не к чему: хороший такой ретро-соцреализм в полный рост — без глянца, с паршивенькими туалетами в «ихнем» центре подготовки, скромными домиками астронавтов и трогательно хрупкими (в сравнении с силой космоса) «корабликами», которые строились для того, чтобы этот самый космос покорять. Да и эффект присутствия в таких картинах — важный элемент эмоционального воздействия, а в «Человеке на Луне» он запредельный.

Мне очень понравилось, что Шазелл в своей истории не зациклился только на Армстронге — хотя Гослинг в этой роли невероятно хорош: почти не говорит, но взглядом умудряется передать всю гамму эмоций человека, которому долго не везло, но он будто пари с вселенной заключил, что останется стоиком, несмотря на все завалы затаенной боли… Весь блестящий актерский ансамбль так представил реальных парней, что о каждом из них мне захотелось узнать больше. И я узнаю. Обидно только, что на премьерном показе в нашем владимирском «Киномаксе» было всего человек двадцать. Народ, вы чего? Неужели вы на большом экране это чудо пропустите?

Источник