Враг мой

Enemy Mine (1985)

Enemy Mine.

Где-то там, несоизмеримо высоко вверху, где угасают и вспыхивают миллионы новых звёзд и в молчании танцуют многовековой танец тысячи планет, схлестнулись представители двух разных воюющих цивилизаций. Схлестнулись, да и плюхнулись на неизведанную планету. Планету с испарениями зловонными да животными плотоядными. Ну, делать нечего — пришлось двум отщепенцам вместе выживать, да дружбу дружить.

Конечно, может посылы «Все мы под одним небом ходим» и «Перед лицом опасности все равны» не новы, но стоит сказать, что фильм Петерсена, снятый-переснятый (отсюда и такая цифра в графе «бюджет»), иллюстрирует эти вроде бы простые мысли с чувством, толком и расстановкой, вроде бы и жонглируя предсказуемыми клише, но и не впадая в совсем уж крайние края, за которыми на шею вешают табличку «штамповка» и выкидывают за пределы кинематографа.

Часто я встречал смущение насчёт тамошних спецэффектов — и должен сказать, что доля правды в этом есть. Да, в том же году вышел «Назад в будущее», да, тот же Петерсен годом ранее снял потрясающую «Бесконечную историю» — как минимум в этих фильмах спецэффекты и прочее были на голову выше, чем здесь. Но тут уж хочу заметить, что я лично тащусь от спецэффектов тех времён, поэтому зачастую судить строго их не могу (ну если они уж не совсем позорные, разумеется). Да и надо ли? В конце концов, декорации — очень качественные, ландшафты планеты — тоже, ну а о гриме я чуть упомяну позже. По-моему, визуальная часть ленты находится на порядочном уровне (плюс опять же — надо учесть, что заявленный бюджет на деле гораздо ниже, из-за пересъёмок и прочего добра).

Музыкальная часть, предоставленная Морисом Жарром, сродни саундтреку Голдсмита в «Чужом»: не по стилистике, а тем, что якобы не особо запоминающиеся мелодии на деле очень органично взаимодействуют со сценами и помогают им. 

Что же до грима, то эту тему я бы хотел переплести с моими рассуждениями об актёрской игре — да, я сейчас имею в виду Госсета-младшего, сыгравшего Джерибу (ну или просто Джерри). Когда грим мешает актёру, вместо того, чтобы ему помогать — это катастрофа. Но когда он использован с умом — то получается не только полное преображение внешнее, но и возможность показать себя изнутри, показать что персонаж чувствует или переживает. С этой точки, я считаю, грим крайне удался — мы видим малейшие лицевые движения Джерибы и понимаем, что как и к чему. Враждует/дружит/братается же Джерри с Уиллисом Дэвиджем, сыгранным Деннисом Куэйдом. Куэйда я весьма уважаю, хотя его лицо на афише не всегда есть гарант стопроцентного хита или кассового рекордсмена. Вот и здесь Деннис выдал хороший перформанс — типичный заносчивый пилот-сорвиголова со временем многое понимает и узнаёт, в конце концов придя к финалу ленты, выкинув ранее показанный багаж неоправданного азарта и заносчивости, и взяв с собою новые преставления о дружбе, понимании и взаимовыручке.

«Враг мой» не пытается прыгать выше головы и доказывать, что он прямо многое знает и умеет — но картина Петерсена поднимает актуальные и мудрые темы — расовой войны, взаимовыручки, рабства ну или хотя бы простой, интергалактической дружбы. Конечно, мелкие недочёты в ленте присутствуют (как по мне, можно было развить тему войны землян и драков, чуть больше времени уделить реабилитации Дэвиджа после ранения, или чуть шире показать главного злодея, сыгранного записным гадом Брайоном Джеймсом). Но все эти «можно бы», «нужно бы» и «надо бы» в конечном счёте остаются далеко в прошлом — в отличие от фильма, который кто-то пересмотрит благодаря детским воспоминаниям, а кто-то — как я — посмотрит в качестве интереснейшего образца фантастики 80-х, и получит вроде картину несложную, но на деле касающуюся важных вопросов.

8 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ