Впихнуть невпихуемое

Я шел на фильм, не ожидая собственно говоря, что увижу шедевр. И фильм не подкачал в этом смысле. Тема «Гопники-патриоты vs Пришельцы», показанная в трейлере, для меня сразу была показателем интеллектуального уровня сего произведения.

В фильме огромное количество нелогичностей, сюжетных нестыковок и противоречий. В этом смысле фильм вполне себе на уровне такого же бестолкового фильма «Прибытие». Прям начиная с самого начала — когда земляне сбивают без всякого предупреждения и попыток установить контакт корабль, который падает (военные об этом как-то не подумали, да?) на жилой район густонаселенного города, это приводят к гибели массовой людей, но при этом все герои до самого конца фильма считают именно пришельцев виновными в смерти людей, и заканчивая последними сценами, где говорит одно, через минут все по-другому (не пишу конкретно, чтобы не спойлерить).

Но если бы дело было только в этом! Бог с ним, что всей операцией по общению с инопланетной формой жизни руководит какой-то полковник, что несмотря на падение инопланетного корабля и зону отчуждения, город не эвакуируют, а школьники ходят в школы, где из окон могут видеть корабль, который может в любой момент взорваться и уничтожить половину планеты, бог с ним что инопланетный корабль — чудо инженерной мысли, каким-то немыслим образом при падении теряет главную часть двигателя (через что она вывалилась?). Такого в фильме полно, но это все мелочи.

Самый главный грех фильма даже не в этих глупостях. В конце концов даже «Прибытие» со всеми этими глупостями можно как-то смотреть, он воспринимается как что-то цельное. Главный недостаток фильма — это чудовищное смешение разных жанров и разных тем в одном.

При чем смешение бестолковое, абсолютно сделано все какими-то урывками, кусками. Не то, чтобы Бондарчук хотел показать одну проблему с разных сторон (философской, социальной, культурной и т. п.) — он такое впечатление надергал из американских фильмов разных кусков и пытаясь слепить все воедино не знал до самого конца про что вообще снимает фильм. Его бросает из одной крайности в другую.

Первые кадры — патриотические. Показана мощь российской армии: с липецкой авиабазы истребители взлетают на перехват инопланетного корабля, кружат вертолеты, в ситуационном центре МинОбороны сотни экспертов сидят за компьютерами и изучают ситуацию, военные на дорогих внедорожниках куда-то мчатся, перекрывают весь город (все очень организовано и профессионально), с палубы авианосца Адмирала Кузнецов взлетают красивые самолеты. Ок, думаешь: фильм про битву землян и инопланетной нечести — аля «День независимости» и про то, какая у нас сильная армия и патриотичный народ. Ну хорошо, не вопрос. Посмотрим, как эта битва будет выглядеть в пейзажах Москвы. Гибнет подруга главной героини. Надо отомстить. Вот потрет погибшей девушки на стене в школе, вот слезы героини. Вроде бы все пока в порядке: сначала общий план, потом переход к частной истории (личная трагедии героини) и вот сейчас мы увидим месиво. Но нет, через какое-то время про подругу напрочь все забывают, мощная армия, показанная в начале, вдруг оказывается неспособной сдержать натиск нескольких сот протестующих гопников с арматурой. Сюжет резко уходит в сторону. И мы видим, что это фильм про любовь, причем любовный треугольник: Он, она и инопланетянин. Трагедия гопника, которого бросила любимая девушка. Через какое-то время новый поворот сюжета. Теперь это социальная драма, теперь это фильм про бедных жителей Чертаново, которые из-за прилета инопланетян оказались без воды (к слову, каждый год половина жителей России летом на пару недель оказываются без воды и как-то живут). Теперь нам показывают как электронные СМИ и социальные сети могут повлиять на настроение людей, раздуть скандал на пустом месте и привести к бессмысленному бунту. Через фильм проходит красной нитью еще одна тема — проблема отцов и детей — конфликт дочери со своим отцом (в исполнении Меньшикова). Ближе к концу фильм приобретает уже черты комедии — главные герои выдают одну за другой шутки, которые сами по себе неплохие (хотя не оставляет ощущение, что где-то я это уже слышал/видел), но абсолютно не к месту, потому что к этому времени фильм превращается в философско-религиозное рассуждение на тему смысла жизни и о том, почему наш мир такой жестокий (оказывается, инопланетяне невиноваты — это мы их сбили! Алилуя! Наконец-то дошло!). В этих рассуждениях и в том, как показан инопланетянин показывается, что верующий Бондарчук имеет весьма смутные представления о том, что такое эволюция, атеизм — слышен бред Чаплина в рясе.

И так весь фильм.

Тут я должен для объективности сказать-таки что хорошее про фильм. Для меня это два момента.

Спецэффекты. Они вполне на уровне, начальные сцены впечатляют. Прорисовано все неплохо (напрягли только одинаковые окна во всех домах в Чертаново — у людей нет денег на шторы?). Не берусь судить про внешний вид корабля и этих экзоскелетов — это вопрос вкуса, но прорисовка всего этого на уровне. Тут претензий нет.

А второй момент — это все-таки моя внутренняя надежда, что при желании из фильма можно что-то вытянуть в плане сюжета. Ощущение, что не все потеряно. Что нужно просто избавиться от лишнего и тогда будет неплохой фильм.

Ну, к примеру, сама по себе тема любви между земной девушкой и пришельцем — чем не сюжет? Выкиньте отсюда гопников, уберите проблему отцов и детей, выкиньте патриотизм, оставьте любовь, инопланетный корабль и юмор — развивайте тему — вот уже цельный фильм.

Или война с пришельцами (тема избитая, но все же) — тогда личная месть, мощная армия, патриотизм — все будет к месту. Даже проблему отцов и детей можно оставить. Но шуточки, секс с несовершеннолетней, гопники и рассуждения о смысле жизни просто лишние будут в таком сюжете.

Искусство — это всегда умение отсечь лишнее. А в этом фильме слишком много всего намешано. Хотя повторю, сама по себе идея про любовь между земной девушкой и инопланетянином мне показалась интересной. Это, пожалуй, и все из позитивного.

Еще отдельно хочется упомянуть скрытую (скрытую ли?) рекламу и музыку. Почему это вместе я отмечаю? Потому что собственно говоря этот фильм еще и реклама какого-то неизвестного мне музыканта (а не только чипсов, магазина военной одежды). И вот эта музыка… она ужасна. Какое-то бессмысленное бормотание гнусавым противным голосом там, где ожидаешь услышать например, что-то классическое. Мне трудно это понять. Насколько органично вписались в сюжет песни в фильме «9 рота», и настолько же бессмысленно жесток выбор песен тут.

3 из 10

Это максимум. Толька за Меньшикова, графику и любовь с инопланетянином.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ