Возможности диалога

Moznosti dialogu (1982)

Возможности диалога

Шванкмайер демонстрирует смешение естественного и искусственного в общем распаде, следуя эстетике Арчимбольдо, в одной из лучших своих картин «Возможности диалога». Визуализируя гигантский котел массовой культуры, Шванкамайер показывает, как в нем переплавляются техника, органика и наука, образуя хрупкие коллажи из предметов быта, пищевых продуктов и научных артефактов. «Живые машины», представленные в фильме, лишены целостности, потому они легко пожирают друг друга и перемалывают все ингредиенты в общую кашу, постепенно стирая свои последние отличительные признаки, создавая однородный раствор, из которого и лепится человек. Это ли не наглядная иллюстрация к идеям Мишеля Фуко о дискурсивной предопределенности человеческого поведения? И не важно, читал ли Шванкмайер «Слова и вещи» или нет, значимо то, что его творчество служит еще одним доказательством тезиса о невыдуманности идей, которые созревают на древе культуры как общие плоды, выращенные всеми.

В своих полнометражных игровых картинах «Конспираторы наслаждений» и «Безумие» Шванкамайер пошел еще дальше по пути диалога с идеями Фуко, визуализировав его концепцию об относительности нормы и патологии и необходимости легитимировать все многообразие «моделей» экзистенциального поведения, в том числе самые маргинальные и чудовищные из них, во имя исторической справедливости за годы репрессий, которые испытывали на себе так называемые «униженные меньшинства».

Источник.