Восход солнца

Sunrise: A Song of Two Humans (1927)

Восход

«Восход» — лента Ф. В. Мурнау, снятая в Голливуде, представляющая собой пример удачной кооперации творческих амбиций и финансовых возможностей, вместе с тем она не лишена распространенных недостатков немого кино: прямолинейно, даже агрессивно поданной сентиментальности, эмоционально заостренной пластики актеров, определенной условности, бросающейся в глаза искусственности декораций.

Определенная наивность концепции компенсируется напряженным драматизмом в первой половине фильма, но затем, к сожалению, все больше приобретает характер идиллии. Конфликт простоты и честности жителей деревни, скрытой в них красоты, с фальшивыми, дурманящими разум соблазнами большого города, подан в форме очевидного противопоставления, которое не становится от этого менее убедительным.

Мурнау реконструирует этапы овладения человека грехом: через обольщение ложью (сцены на болоте, где герой под влиянием эффектной, но внутренне пустой любовницы поддается страсти) и отказ от родного — к осознанному и подготовленному преступлению. Сцены подготовки к убийству и последующего раскаяния героя — наиболее эмоционально сильные в фильме. акцентированные удачно выбранным музыкальным сопровождением они превращают камерную историю в притчу об осознании человеком хрупкости связей с близкими и стремлении их сохранить.

Используя комические эпизоды, гармонично-пантеистические, обострено-трагические, Мурнау сообщает картине богатство эмоциональных оттенков, но ослабляет драматургическую коллизию, удачный выбор типажей нивелируется стереотипностью актерской игры (за исключением жены главного героя, чье лицо обладает особым магнетизмом — мощной силой просветленной души) — все это делает «Восход» стилистически неоднородным произведением с лакунарной структурой.

Тем не менее, нельзя не отметить саму попытку Мурнау выйти за пределы экспрессионизма и камершпиле — стилей, которые он сам во многом сформировал, за счет обильного использования натурных съемок — нонсенс для кино тех лет. Данная лента останется в истории кино заслуживающим уважением, но малоудачным формальным экспериментом, содержательно порой возвышающимся до уровня притчи, а порой спускающуюся в голливудскую наивность и ригоризм.

Источник.