Волны берегом хмелели

Станислав Сергеевич Говорухин задумал снять «Пассажирку» еще в 1969 году, влюбившись в морскую прозу Станюковича. В главных ролях мечтал видеть Владимира Высоцкого, Марину Влади и тогдашнею дебютантку Наташу Гундареву. Сделать картину в свое время не получилось, поскольку в Одесской киностудии средств на съемки в Атлантическом океане не хватило, а сценарий казался руководству безыдейным. Под занавес выступления Говорухин рассказал свой дежурный анекдот про двух крыс в киноархиве.

Да, отношения кинокритиков и Говорухина, мягко говоря, не сложились. В Доме Кино, несмотря на море зрителей, людей с аккредитацией было исчезающее мало. В интернете я нашел всего одну полновесную рецензию. Пишущая братия попросту проигнорировала «Пассажирку». Свою роль сыграл и статус «Российской программы» на ММКФ. На сайте кинофестиваля фильмы этой программы вынесены за рамки общего расписания. О ней никаких упоминаний в красочных, многочисленных буклетах. Мне приходилось слышать мнения коллег, что «Российская программа» ММКФ — неактуальный отстойник для пенсионеров и местных халявщиков, а фильм Говорухина — «тихий ужас».

Но не все так просто. «Пассажирка» выходит в 2008 году. Несмотря на усталое «разочарование зрителем», и «презрение к критикам», Говорухин возит свое творение по всем фестивалям, где только можно. Там он с завидной легкостью выигрывает и «Призы зрительских симпатий», и награды ненавистных жюри.

Так, на фестивале «Окно в Европу», в Выборге, «Пассажирка» берет Специальный приз жюри — «Серебряная Ладья» и приз зрительских симпатий — «Выборгский счет». В Минске, на международном кинофестивале картина выигрывает «Гран-при», который присуждается по итогам зрительского голосования. Там со средней оценкой — 9,31 балла «Пассажирка» опережает 20 конкурсных фильмов, в том числе:

Как из рога изобилия призы сыпаться Говорухина в Гатчине и Смоленске, Челябинске и Иваново. Конечно, Иваново — не Венеция. Можно сказать, что в Иваново «Приз зрительских симпатий» выиграет даже 34 серия «Кармелиты». Однако и в стольном граде Москва на фестивале «Московская премьера» картина также выигрывает Гран-при. Там одной левой «Пассажирка» уделывает такие славные работы как «Однажды в провинции» Кати Шагаловой, «Юрьев день» Кирилла Серебрянникова и «Дикое поле» Михаила Калатозишвили.

Так в чем же причина такого громкого успеха? Тем более что сюжет-то простой, пустяковый, по словам режиссера. В общих, словах действие фильма происходит на море, где ажурная пена, где встречается часто военно-морской экипаж. Пассажирка Вера Сергевна Кларк играла в кают-компании Шопена, и, внимая Шопену, полюбил ее мичман Цветков и еще пять флотских офицеров. Было все очень просто, было все очень мило: пассажирка просила перерезать банан или какой-йной фрукт, но никому не дала, а только экипаж истомила, личный состав едва не погубила, военный корабль почти утопила, но, в конце концов, мичмана полюбила, вся в мотивах сонат. А потом отдавалась, отдавалась грозово, в роскошном номере отеля «Ориенталъ» в Гонконге. До восхода рабыней проспала госпожа. Это было у моря, где волна бирюзова, где ажурная пена и соната композитора Алексея Рыбникова.

Но не столько в простом сюжете скрыт шарм картины, сколько — в антураже. Назло фестивальному мраку и арт-хаусной камерности, картина Говорухина лучится бликами волн, манит океанскими просторами буквально с первых кадров. Главным героями фильма, на самом деле, стали волнительное декольте Веры Сергевны и синее-пресинее море. Исключительно изыскан гардероб пассажирки. Вера Сергевна тащит с собой на военный корабль огромный саквояж и переодевается по ходу фильма с огромной скоростью. Как хороши кокетливые шляпки и ажурные перчатки! Как изящны платья: голубое, сиреневое, салатное, василькое и цвета крем-де-мандарин!

Белая ночнушка с нарукавными перетяжками — тоже весьма интимна. А как корректно донжуанство моряков в белоснежных костюмах! Как любезен «денщик» Башаров! Как жеманна «служанка» Пегова!

Если на второстепенные роли Говорухин взял знаменитостей: Виктора Сухорукова, Марата Башарова, Ирину Пегову, Романа Мадянова, то на главные — дебютантов. Очень выигрышно в роли барышни выглядела сериальная актриса Анна Горшкова. Горшкова в пику похудевшей Ходченковой стала теперь новой любимицей Говорухина. А вот Алексей Коряков в роли мичмана Цветкова играл по солдафонски, близко, впрочем, к литературному прототипу, но хотелось какой-то глубины.

В контексте 100-летней истории кино «Пассажирка» — достаточно тривиальна, зато в контексте фильмов последнего десятилетия — и свежа, и прекрасна. Мэтр здесь играет на противоходе. На ММКФ-2009 после напряженного метафизического поиска, связанного с усекновением гениталий, после вереницы духоподъемных чудес в глубинах кондовой Руси, после кавайных пионеров-героев в придурковатом аниме, приключенческий фильм, действие которого развивается в рамках физики Ньютона, невольно приковывает к себе внимание. Первоначальное недоумение — «А кто пустил такую рухлядь на кинофестиваль?» сменяется восторгом: «Ах, красава, Говорухин, разбросал всех новаторов!» В погоне за оригинальностью одна толпа побежала налево. Другая — направо. А он никуда не побежал. И стоял посередине один такой умный, в белом пальто, весь красивый.

Если бы «Пассажирка» вышла в каком-нибудь 1975 году, то она бы потерялась в однообразии похожих картин. Реалистические драмы и мелодрамы, не претендующие на потрясение основ, но изучающие столкновения персонажей со сложившимися нравственными императивами, были широко распространены в середине XX века. По сути, они составляли сердцевину мирового киноематографа. Сейчас это «срединное» кино исчезает на глазах. Для киномана оно — недостаточно глубоко, поскольку живет строго внутри сложившихся нравственных и мировоззренческих традиций. Для тинэйджера — недостаточно зрелищно, поскольку существует строго внутри представлений о физических возможностях современного человечества.

Но самую сильную близость «Пассажирка» обнаруживает с творчеством самого Говорухина. И режиссер, и кинокритики делят все работы мастера на 4 части. Это — художественные фильмы — «для мужчин», «для детей», «для женщин» и документальная публицистика. Но почти везде проглядываются общие мотивы: море, ветер, доблесть, честность и правдоискательство. Это — есть и в детских фильмах: «В поисках капитана Гранта», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», и в «мужских»: «Вертикаль», «Белый взрыв», «Место встречи изменить нельзя», «Контрабанда», сценарий «Пиратов XX века». И даже в политической публицистике (куда можно добавить и «Ворошиловского стрелка»). В «Так жить нельзя» и в «России, которую мы потеряли» хотя и нет моря-океана, зато есть море геройства и океан правдоискательства.

В общем, «Пассажирка» — парадоксальный фильм с точки зрения прокатчиков. Это — возможно идеальное кино для тех, кто кино вообще мало интересуется. Если словить на улице 1000 прохожих наугад, и заставить их посмотреть 100 российских картин подряд, то «Пассажирка» легко займет 1-3 место в рейтинговом голосовании. Но дело в том, что просто так на этот фильм мало кто придет.

6 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ