Великая классика, великой страны! Великому ЧЕЛОВЕКУ посвящается…

Великая классика, великой страны! Великому ЧЕЛОВЕКУ посвящается…

В последнее время многие мои друзья и знакомые, всё чаще стали задавать мне вопрос: «Что меня так привлекает в индийском кино, что я как заворожённая смотрю на экран не в силах оторваться?». Долго я не могла дать краткого и лаконичного ответа на этот вопрос, потому как об Индии и её кинематографе могу говорить до бесконечности. И только совсем недавно я поняла, почему я не могу оторваться. И вот наконец я смогла дать краткий ответ, привлекает и манит меня так сильно именно ОН, вечная не меркнущая звезда Болливуда, Радж Капур. Человек удивительной душевной чистоты, доброты и любви. И если после моего ответа кто-то из моих друзей захочет приобщиться к волшебному миру индийского кино, то я посоветую ему начинать своё познание, именно с фильмов Раджа Капура. Только так и никак иначе. Конечно есть немало и современных фильмов, которые являются истинными шедеврами, при просмотре которых сердце рвётся на части и душу выворачивает на изнанку, а после просмотра по нескольку дней не можешь прийти в себя от всего увиденного, и мозги прочищает капитально, и ещё, ещё, ещё, да много чего ещё испытываешь. Но с Великими шедеврами прошлых лет их всё же не сравнить. Если бы современные создатели индийских фильмов не гнались за Голливудом, не равнялись на него, то до сих пор сохранили бы ту изюминку, ту чистоту и красоту своей древней культуры, от которой так замирает сердце и трепещет душа. Порой становиться жалко до слёз, как меняется, иногда не в лучшую сторону, индийское кино, при наличии европейских и американских примесей. Просто жаль.

420 — это номер статьи в уголовном кодексе Индии. Если человек не имеет определённого места жительства, семьи, работы и других определяющих его статус составляющих в силу вступает именно эта статья и гражданина обвиняют в бродяжничестве и тунеядстве. Весельчак Радж бродяга, это правда, но вот тунеядцем назвать его никак нельзя. Он всегда готов пошутить, спеть песенку собственного сочинения и станцевать на пару с подвернувшейся красоткой. Трудность лишь в том, что порой ему просто-напросто нечего есть, негде спать, и негде укрыться от непогоды. Настроение это ему не портит, а вот задуматься иногда заставляет. Эти размышления и привели его к мысли о том, как и когда можно заработать. И, что удивительно у Раджа стало это великолепно получаться. Не совсем законно и честно, но доход вполне приличный. Появились дорогие костюмы, изысканные кушанья и женщины мечтающие заключить с ним не только деловой контракт. А вот душевное спокойствие, такое привычное во времена безденежья и бродяжничества, куда-то подевалось. Деловые контакты, сделки, наличие больших денег заползли в голову и сердце и вытеснили оттуда шутки, песни и танцы. В какой-то момент Радж посмотрел в зеркало и не узнал сам себя. Мало этого, человек, стоящий по ту сторону и цинично ухмыляющийся, ему очень не понравился. Радж настолько запутался в жизни, что только любимая девушка помогла ему вернуться к прежнему себе, и спасла его от падения в пропасть лжи, обмана, мошенничества, в которую толкали его шальные деньги.

«Господин 420» впервые вышел на экраны советских кинотеатров в 1960-е годы и сразу же стал сверхпопулярным в СССР. Но, его подтекст, его направленность на критику колонизации Индии англичанами, португальцами и им подобными, для советского кинозрителя были непонятны и, практически, неизвестны. Фильм больше смотрели как красочный, музыкальный, полуюмористический и некий заокеанский капиталистический рай. А фильм-то был поставлен как раз наоборот. Фильм показывал, что колонизация Индии Англией привела к тому, что людей стали записывать по номерам, а не по имени и фамилии, и критиковал этот вот проамериканский образ жизни, когда одни утопают в роскоши, а другие живут в полной нищете, потеряв даже имя, ставшие просто номерами в паспорте, как и Радж в этом фильме, только лишь «Господин 420».

Фильм музыкальный, красивый для тех лет, даже более чем красивый. Именно с этого фильма начался настоящий бум в СССР на «Индийское кино». На индийские фильмы в кинотеатрах выстраивались многотысячные очереди. Но, судя по рассказам моей бабушки, и других родственников старшего поколения, главного смысла этих фильмов никто в СССР не понимал, не задумывались, потому что люди в стране советов ещё не испытали на себе гнёта Европы и США, унижения человеческого достоинства. Прельщённые зарубежным внешним блеском и копеечными «побрякушками» и мишурой, советские зрители более ничего в этих фильмах не видели.

Песня главного героя, в которой он поёт такие слова: «Мои ботинки японские, брюки английские, шляпа на мне русская и только сердце индийское», воспринималось не более как желание быть одетым именно в такие вот одежды: японские, американские, английские. А автор фильма и герой его говорят о другом, они говорят о том, что за эти «побрякушки» и джинсы у них отнята Родина, отнято право быть человеком, отнята свобода, отнята сама жизнь.

Не знаю как сегодня будет смотреться этот фильм, но смысл колонизации, которая хуже рабства, подана в нём, как мне думается, для нашего времени очень ярко. Все мы никто, только некие номера «420», как и сам герой этого фильма. Фильм и называется, не человек с именем и фамилией, а «Господин» всего-навсего «номер 420». Прошёл эот номер, пошёл следующий. Прискорбные времена прискорбного правления. А ведь Радж Капур предупреждал о таком порабощении весь мир ещё в 1950-е годы.

Великий фильм. Я поражена диалогами в данной картине. Чувствуется социальный подтекст. Фильм направлен против богатеев, которые наживаются на несчастье и горе простых людей. Радж Капур играет бродягу, который познал власть денег, стал алчным, жадным человеком, но благодаря своей возлюбленной многое осознал и понял, что большие деньги добытые путём обмана и мошенничества не принесут счастья. Путешествие Раджа по линии жизни от бедности к богатству, и от богатства — обратно к любви да чести. И спутницей его судьбы, да наставницей правильной жизни, да звёздочкой ясной во тьме ночной будет его любимая девушка Видья, простая школьная учительница. Штаны у главного героя — английские, ботинки — японские, шляпа — красная да русская, а сердце — индийское, и путь его светел и позитивен.

Для хорошего настроения и обретения утерянной веры в человечество очень подойдёт этот замечательный, чёрно-белый, классический фильм.

10 из 10

Источник