«В лучшем случае — равнодушие, в худшем случае — патология»

«В лучшем случае — равнодушие, в худшем случае — патология»

Кира Муратова хотя и драматургически утрированно, но тем не менее вполне правдоподобно показывает нам в своем фильме последние годы существования Советского Союза времен «перестройки», периода всеобщего непонимания людей друг друга, хаоса и всеобщей нервной рефлексии, которую мы наблюдаем следя за актерами в разных пространствах на улицах, в очередях магазинов, школах, в жилых квартирах и др.

С помощью приема «фильм в фильме» через человека, выходящего с женой из кинотеатра уже предсказана реакция реального массового зрителя-обывателя на весь фильм в целом — что он тяжелый и очень мрачный, а людям хочется посмотреть после работы что-то веселое и легкое. Кстати с тех пор (1989 г.), мало что поменялось (2017 г.) и сегодня собрать друзей-конструкторов с работы пойти в кинотеатр проще на комиксный блокбастер про супергероев со спецэффектами, чем на серьезный фильм, к примеру Алексея Германа, или Сокурова.

Муратова ставит диагноз астенического синдрома не только двум своим главным героям — временно помешанной женщине-врачу схоронившей мужа и внезапно засыпающему мужчине-учителю, она ставит диагноз, как мне кажется, всему окружающему обществу. Это чувствуется по юмористически-безумной атмосфере некоторых сцен, да и видно, например, в эпизоде, когда рядом с уснувшим посреди станции метро учителем стоят и зевают подоспевшие к нему врач и милиционер, а по эскалатору спускаются в какой-то полудреме пассажиры. То есть в стране тогда была такая обстановка, от которой одни люди становились агрессивными, а другие впадали в сонное состояние.

По поводу последнего вспоминается замечательный рассказ Пелевина «Спи», где тоже очень забавно описывается идея «спящего бодрствования». А также реальный случай, который я прочитал как-то в газете о новой волне внезапного массового сна в небольшом селе в Казахстане.

Только большой мастер, каким уже была в 1989 году вполне зрелый режиссер Кира Муратова могла почувствовать и ухватить подлинную реальность того времени и с таким виртуозным изяществом, играя иронией и одновременно беспощадной откровенностью показать нам всю изнанку и несовершенство нашего общества, с надеждой хоть что-то изменить к лучшему.

8 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ