Учитель

(1939)

До полной учёности

Трудно требовать от фильма, которому почти 80 лет соответствия сегодняшним киностандартам. Именно из-за этого несоответствия фильм выглядит несколько своеобразным. Своеобразие картины ни в коем случае не стоит относить к недостаткам, ибо недостатков у фильма не больше, чем у любого живого организма. Своеобразие заключается в том, что режиссёр Сергей Аполлинариевич Герасимов пытался воспроизвести атмосферу уральской деревни, знакомой ему с детства, поэтому сохранил в картине уральский акцент, одежду, убранство и «обязательные сундуки с накидкой». Кроме того, для тех, кто внимательно вслушивался в речь героини Тамары Макаровой — Аграфены Шумилиной — не мог не замечать сходства её голоса с голосом Нонны Мордюковой.

Объясняется это тем, что Сергей Аполлинариевич, работая с актёрами, разбирал роли настолько конкретно, что «герасимовская пластика неизбежно прорастает в экранном образе». Лента «Учитель» по-своему уникальна. Сергей Герасимов поставил её по собственному сценарию; с этой картины начинается период «авторской режиссуры» в кинобиографии Сергея Аполлинариевича. Лента дважды — в 1963 и 1981 годах — реставрировалась на киностудии имени Горького. В 1941 году за работу над фильмом «Учитель» режиссёр Сергей Герасимов и исполнительница главной женской роли Тамара Макарова были удостоены Государственной премии II степени. Разбирать буквально «по косточкам» картину я не собираюсь, но о нескольких ассоциациях сказать всё же придётся.

Борис Чирков очень «сочный» и колоритный персонаж. Его манера разговора неповторима. Именно из-за его речи, я никак не мог отделаться от экранного образа батьки Махно в картине «Александр Пархоменко» (1942). Всё время казалось, что учитель — заслуженный человек — непременно выбросить какое-нибудь «коленце». Он его и выбросил, но не в политическом плане, а — на любовном фронте. Некоторые эпизоды в исполнении Бориса Чиркова переиграть просто невозможно. Это эпизод чтения рассказа А. П. Чехова «Ванька». Прочитать рассказ лучше, чем это сделал Чирков — просто невозможно. Второй эпизод — это вечер «вопросов и ответов»: как он рассказывал о Мироздании — это тоже из золотого фонда нашего кино. Ну, а то, что любовно-романтическая линия выглядит чуточку «странной», — нужно отнести исключительно к режиссёрскому видению и менталитету людей той поры.

Источник.