Учитель танцев

(1952)

Огонь любви горит незримо…

«Учитель танцев» — телевизионная версия спектакля Центрального театра Советской армии по одноименной пьесе Лопе де Вега. Музыкальный спектакль был впервые поставлен на русском языке (в переводе Татьяны Щепкиной-Куперник) в 1946 году в Центральном академическом театре Российской армии. Среди граждан СССР, измученных тяготами войны, жизнерадостная пьеса пользовалась огромной популярностью. Телевизионная версия спектакля была записана в 1952 году. Роль учителя танцев Альдемаро стала визитной карточкой Владимира Зельдина: именно для её исполнения он был приглашён в театр.

Следует отметить, что в послевоенные годы съёмки игровых картин не поощрялись (за 1951-1952 год на «Мосфильме» были выпущены буквально единицы художественных фильмов) и недостаток фильмов восполняли за счёт съёмок популярных театральных постановок, в число которых входил и «Учитель танцев». Режиссёром фильма стала Татьяна Лукашевич, поставившая другую популярную музыкальную комедию — «Свадьба с приданым». Многим советским критикам фильм казался слишком легкомысленным.

Другие расценили попытку перенести спектакль на экран как неудачную: «Пытаясь использовать ту любовь, которую проявляют советские зрители к лучшим классическим и современным комедийным спектаклям, кинематографисты зафиксировали на пленку «Учителя танцев» в театре ЦТСА… Спектакль «Учитель танцев» оказался на плёнке затянутым, нудным. Длинные монтажные куски с актёрами, выговаривающими свой текст, были в непримиримом противоречии с интенсивным внутрикадровым движением».

А между тем, в 1952 году фильм занял второе место в советском прокате: его посмотрели 27 миллионов 900 тысяч зрителей! Говорить о самом фильме-спектакле можно исключительно в превосходных эпитетах: «прекрасный», «замечательный», «чудесный», «неповторимый». Можно добавить ещё десяток прилагательных, только зачем? Лучше чем сказал сам Де Вега, — сказать невозможно!

Как фильм «Собака на сене» (по одноимённому произведению Лопе Де Вега) можно смотреть бесконечное количество раз, так и на Альдемаро в исполнении Владимира Михайловича Зельдина можно исключительно любоваться. Поистине великий актёр, который и в жизни был весёлым и искромётным, достаточно вспомнить, что он говорил по поводу фильма: «Художникам на „Мосфильме“ пришло в голову сделать пол стеклянным. Но разве можно на нём танцевать? Его никакая канифоль не берёт! Нет точки опоры. И приходилось преодолевать это скольжение, в то время как хотелось получать от танцев удовольствие.»

Великая благодарность Татьяне Николаевне Лукашевич, за то, что подарила зрителю настоящее театральное чудо!

Источник.