Убийство — это искусство: фильм Ларса фон Триера

Убийство — это искусство: фильм Ларса фон Триера

Психологический триллер «Дом, который построил Джек» вышел в прокат в декабре 2018 года, однако споры на его счет не утихают до сих пор. Режиссер этого фильма известен такими странными и даже жуткими картинами, как «Нимфоманка» и «Антихрист», поэтому ожидания преданных зрителей такого рода фильмов были довольно высоки. Оправдались ли надежды аудитории и стоит ли картина вашего времени и внимания — определим в этом материале.

Те, кто уже знаком с творчеством режиссера Ларса фон Триера, совершенно не удивятся сюжету и атмосфере новой картины. Тишина, которую мы слышим в фильме, скорее пугающая, чем спокойная. Тревога с каждой секундой просмотра фильма нарастает именно из-за тихих моментов. Это ощущение очень похоже на то, что испытывает зритель фильма «мама!» Даррена Аронофски, где каждая сцена была как будто неправильной и очень раздражала зрителя.

Сравнение именно с этой картиной приходит на ум по причине схожей атмосферы триллера «Дом, который построил Джек», однако поведение героев различны. Если в «маме!» героиня страдает от происходящих событий и терпит, то в фильме Ларса фон Триера герой в исполнении Мэтта Диллона уж точно не их терпеливых и смиряющихся. Это мы видим на примере первой показанной в фильме жертвы Джека, которая раздражала его своими просьбами и напрягала каждой просьбой, доведя его до совершения убийства. Но это объясняется одной особенностью главного героя фильма «Дом, который построил Джек».

Кого из нас не посещали навязчивые, порой пугающие мысли, заставляющие совершить нас какое-то либо действие? Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — именно такой диагноз у главного героя фильма — частое явление в жизни многих людей, поэтому можно понять Джека в его желании наводить порядок после совершенных преступлений. Причем это расстройство не только вызывает у него странные мысли, но и порождает галлюцинации в его голове.

Если при первом убийстве мы совершенно этого не замечаем, то после второго совершенного Джеком преступления героя не оставляют навязчивые мысли, появляющиеся галлюцинации, которые заставляют его вновь и вновь возвращаться в дом жертвы. Он несколько раз проверяет, не осталось ли пятен крови, и заново протирает все места, где, как ему показалось, были следы. Это практически выдает его, потому что мы слышим звук сирены приближающейся полицейской машины.

Мы чувствуем нервозность самого героя каждый раз, когда он страдает от приступов ОКР, и не можем принять жуткую атмосферу, которая будто проникает в наше сознание, а мы этого совершенно не желаем. Внимательно смотря картину, с каждой секундой все сложнее оторваться от экрана, потому что сам сюжет фильма затягивает. Поведение героя, которому дается объяснение в проходящем через всю картину монологе, помогает понять его душевное состояние.

Несмотря на характерный герою нарциссизм, который присущ многим персонажам Ларса фон Триера, Джек совершенно теряется и выглядит неуверенным и противным себе самому в моменты, когда его преследуют приступы расстройства. Самолюбие и уверенность возвращаются к нему каждый раз, когда он фотографирует своих жертв, пополняя свою и без того большую коллекцию снимков. Однако, по признанию героя, он находит именно в негативах демонические свойства света, а сами фотографии он уже не видит такими поразительными. Наклонности изощренного убийцы были у героя еще с детства, когда он только начал осознавать всю сущность световых лучей и дьявольских посланий, заключенных в них.

Кинокартина наполнена отступлениями, которые объясняют зрителям поведение героя с точки зрения его детства, его мыслей и воспоминаний, его расстройства личности. Также по композиции фильм разделен на несколько отрывков, в каждом из которых показаны так называемые инциденты — совершаемые Джеком убийства. И эти отрывки — единственное, что дает нам представление о жизни героя, потому что его биография практически полностью отсутствует в фильме. Невозмутимость персонажа и его ироническая последовательность переданы актером, исполняющим эту роль, достаточно качественно, учитывая, что бэкграунда как такого у персонажа нет, а отступления не помогают в полной мере узнать полную историю Джека.

Многие зрители отметили излишнюю жестокость в отношении всех жертв главного героя, однако усмотрели особую безжалостность в отношении детей и женщин. И это действительно так. В фильме очень красочно показываются совершаемые Джеком убийства и заставляют зрителя в страхе и определенном непонимании наблюдать за всем происходящим.

Атмосфера фильма и характер героя подчеркнуты частыми музыкальными вставками, которые как глоток свежего воздуха в этой безумной тишине, окутывающей моменты преступлений, которые леденят кровь даже привыкшего к стилю Ларса фон Триера зрителя. Поиск самого мрачного облачения ни то человека, ни то дьявола, заставляет режиссера создавать подобные фильмы и, по-видимому, искать ответы на вопросы бытия. Теперь лишь интересно, насколько глубоко копнет Ларс фон Триер при создании следующего фильма.

Картина «Дом, который построил Джек» — история архитектора не только своего жилища, но и своего разума. Борьба с обсессивно-компульсивным расстройством сделала из него монстра, который заглушает собственную боль посредством совершения преступлений. Этот фильм точно не предназначен для слабонервных, однако познакомиться с ним будет интересно любителям психологических триллеров, которые не столько пугают, сколько берут за живое. Впечатления от просмотра вас точно еще долго не отпустят.

Источник