Тюрьма как спасение

Тема Холокоста — настолько масштабная и трагичная страница истории человечества, между строк которой были разрушены и сломаны миллионы человеческих судеб, что кинематографисты, наверное, еще не раз обратят на нее свое внимание, напоминая о позоре, трагедии и героизме, которые она вместила. Позора для тех, кто убивал, трагедии для тех, кто погибал, и героизма тех, кто спасал. Все это, позор, трагедию и героизм, вместил в себя и фильм Ники Каро «Жена смотрителя зоопарка».

В его сюжете бок о бок идут драма человеческая и драма обитателей Варшавского зоопарка. Поначалу посвятившей всю жизнь зверинцу чете Жабинских кажется, что страшнее того, чем видеть, как гибнут твои питомцы, а ты бессилен им помочь, не может быть ничего. Чем грозит война людям и им в том числе, они до конца не осознают даже после той ужасной бомбардировки: им кажется, что тут все еще можно поправить, восстановить и вернуться к прежней жизни. Полное осознание придет, только когда их еврейских друзей и знакомых начнут отправлять в варшавское гетто. С этого момента Ян и Антонина будут спасать людей с такой же жертвенностью, с какой они раньше спасали животных.

Любовь, бескорыстие, отвага, готовность идти на смертельный риск не только ради знакомых, а и ради совсем чужих тебе людей — все эти черты характера прекрасно удалось передать на экране занятым тут в главных ролях Джессике Честейн (Антонина) и Йохану Хелденбергу (Ян). С Джессикой в последние годы мне везет: на какой фильм с ней не попаду, так ничего, кроме хороших слов в ее адрес сказать не могу. «Интерстеллар», «Марсианин», «Багровый пик», «Белоснежка и охотник 2» — везде интересный, самобытный, выразительный, запоминающийся персонаж, безразлично, главная ли это роль или роль второго плана! То же самое можно сказать о более ранних «Кориолане» и «Самом пьяном округе в мире». Вот и Антонина — героиня, которая точно останется в памяти у многих. Перенося на экран образы Праведниц мира, одной из которых является Жабинская, всегда есть опасность в результате получить образ непогрешимой святой на пьедестале. Поэтому большой плюс «Жены смотрителя зоопарка» в том, что Антонине не чужды ни слабости, ни сомнения, ни ошибки, одной из которых можно назвать ее чрезмерную доверчивость и слегка идеалистическое восприятие действительности, проявляющееся, в частности, в ее отношениях с Лутцем. Привыкнув за многие годы общения с животными, что «они не лгут», Антонина проецирует это и на людей, в том числе мистера Хека, который к тому же сам посвятил животным многие годы. Но в то же время Антонине не занимать и отваги, воли, отзывчивости и любви по отношению к людям, она так же безотказно бросается на помощь новорожденному слоненку, как и спасает еврейскую девочку.

В отличие от супруги, Ян Жабинский питает в отношении окружающего мира и людей меньше иллюзий, но сразу видно, что эти двое просто не могли не найти друг друга, настолько они преданы и влюблены в дело своей жизни, настолько готовы жертвовать многим ради него. И это качество укоренилось в них настолько, что с переносом вектора своей жертвенности с питомцев в зоопарке на евреев, которых нужно спасти из гетто, для них не меняется ничего: они все так же любят животных, но осознали, что способны не меньше любить людей и жертвовать, рисковать во имя их спасения. Яну, как и его жене, не чужды человеческие недостатки, но даже в них он искренен и прям, хотя и может ошибаться. Прекрасная актерская работа Йохана Хелденберга, знакомство с которым у меня пока ограничивается скорее не до конца понятым, нежели плохим «Разомкнутым кругом». Очень любопытно ознакомиться с его «Новейшим заветом», где Йохан также задействован, но пока руки не дошли.

Очень правдиво показано в картине варшавское гетто. Не очень продолжительных, но безупречно снятых сцен-зарисовок с лихвой хватает, чтобы ощутить масштаб трагедии, боль и страдания людей, их беззащитность перед перемалывающей судьбы машиной Третьего Рейха. Наиболее показательна судьба еврейской девочки Урсулы в блестящем, просто покорившем своей искренностью и убедительностью исполнении юной Ширы Хаас. Все эпизоды с ней, начиная с самого первого, бьют в душу просто с невероятной силой, остаться равнодушным к истории Урсулы не получится при всем желании. Дай Бог Шире побольше таких ролей, у нее, при таких задатках и непосредственности, определенно есть актерское будущее. Для меня Хаас вместе с Честейн и Хелденбергом составила тройку лучших в этом фильме.

А еще очень понравилось, как в ленте отсняты сцены с животными. Не знаю, да и не очень хочется, где там были задействованы спецэффекты, а где снимали вживую — для меня главное то, что на выходе они вышли очень живыми и эмоциональными, особенно вышеупомянутый эпизод со слоненком, да и барсук в доме Жабинских и кролик на руках у Джессики тоже очень милы.

Картина и вовсе могла бы быть идеальной, если бы не два «но». Первое — создатели не удержались от искушения вынести романтическую линию в главные наравне с трагедией евреев в гетто и их спасения, что мне показалось абсолютно лишним. По моему мнению, сюжетный центр в картине должен был оставаться в единственном числе. Другое дело, если линия любовных отношений получает такое же развитие и столько же внимания в книге Дайан Акерман, но даже будучи пока не знакомым с этим произведением, возникает вопрос, насколько она была там уместна в таком масштабе.

А вот что однозначно пошло авторам фильма в минус, так это шаблонный персонаж Даниэля Брюля. С ним есть несколько удачных сцен, но в целом большой потенциал такого талантливого актера, как Брюль, к сожалению, здесь остался не использованным. Образ не получился таким цельным, противоречивым и драматичным, каким очевидно, задумывался, а в ряде моментов у Хека вообще отсутствует логика и здравый смысл — особенно это проявляется в заключительной части фильма.

Если бы не эти два обстоятельства, придраться в фильме Каро было бы практически не к чему. А так — просто очень хороший, которому не хватило немногого, чтобы стать отличным.

В заключение один парадокс, настолько удивительный, что мог бы стать слоганом картины. Зоопарк, по своей сути тюрьма для животных, становится местом спасения сотен людей. Улыбка судьбы? Ее ирония? Как кому, конечно, но лично я склоняюсь к первому, разве что уточню: улыбка сквозь слезы. Совершенно поразительные повороты в своем течении иногда преподносит жизнь!

8 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ