Trenchcoat Mafia…

Давно хотел написать рецензию на этот фильм, только сначала меня обуревали эмоции, и, чтобы не написать лишнего, я подождал, обдумал и теперь готов высказаться.

Не знаю с чего бы стоило начать рецензию, т. к. у любого фильма есть техническая составляющая и идейная. Пожалуй, начну со сложного — с идейной.

Надо понимать, что вопрос стрельбы в школах и других общественных местах в Америке стоит очень остро, и если уж и подавать это в виде какого-то творчество, то надо быть очень аккуратным, и понимать что ты делаешь. Давайте попробуем разобраться — что же хотел нам показать Гас Ван Сент в своём фильме «Слон». Внимание, спойлеры! Если кратко пересказывать содержание фильма без упоминания самого типа повествования, то оно следующее: два школьника живут обычной жизнью, играют в компьютерные игры, потом заказывают оружие по почте, целуются и неизвестно чем ещё занимаются в душе, идут в школу с оружием и устраивают стрельбу, затем один убивает другого, находит ещё школьников, наставляет на них оружие, и фильм обрывается. И самое интересное, что я пересказал сейчас вообще все важные моменты в фильме. По сути кроме этого в нём ничего не имеет значения. В связи с этим у меня возникает огромное количество вопросов к фильму. Очевидно, что фильм снят под впечатлением о стрельбе в школе Колумбайн. Очевидно, что нам известно очень много про реальных стрелков, т. к. очень многое они документировали в видео и дневниках, но в фильме нам вообще ничего не говорится про их мотивацию. Предположим, что автор хотел показать сам ужас события, не ставя акцент на личностях стрелков и участников, тогда зачем нам показали то, что у ребят были гейские отношения? И уж совсем в таком случае не помогает то, что в фильме снимались непрофессиональные актёры — это очень видно, и в происходящее очень трудно вовлечься и переживать за кого-то, не смотря на сам ужас описываемых событий. Сцена с тем, как один из стрелков играет в стрелялку недвусмысленно намекает нам, что автор фильма видит в этом одну из причин, а это убеждение, не основанное на фактах. «Игры — плохо!»: говорит нам Гас. Дальше просто вдумайтесь в абсурдность и нереальность происходящего: школьники заказывают штурмовую винтовку по интернету, им просто привозят её в посылке, и отдают даже не посмотрев документы, затем они идут и стреляют из неё в гараже дома в спальном районе, без защиты для ушей! Когда я увидел это, я просто поставил фильм на паузу и хотел прекратить просмотр, но до конца оставалось 20 минут, поэтому я всё таки пересилил себя. Очевидно, что автор тут до безобразности утрировал политическую пропаганду на тему того как легко в Америке купить оружие, но то, что он показал у себя в картине опять таки не имеет никакого отношения к реальности. Кстати, если говорить про реальных прототипов стрелков-школьников, то им пришлось сильно потрудиться для того, чтобы добыть себе оружие, и всё их оружие было добыто незаконными путями. Я считаю это всё очень важными моментами, т. к. это именно идеи автора, которые он вкладывает в своих персонажей, но они получились настолько абсурдными, что атмосфера разваливается. Короче лично для меня идейно-сценарная часть фильма провалилась абсолютно полностью — этот фильм абсолютно ниачом. Он не о стрельбе в колумбайн, он не проблемах самих стрельб, он не о социальных проблемах и он даже не о школьной жизни.

Если говорить про техническую часть, то за неё мне частично обидно. Съёмки просто фантастические — длинные пролёты камеры, следующей за героями по всей школе и её двору, исполнены просто великолепно, из-за чего вдвойне обидно, сама актёрская игра, которую им приходилось снимать, просто никакая. В фильме хороший монтаж и темп повествования. Нам показывают события дня стрельбы следуя за разными учениками, показав перспективу стрелков только в конце фильма — это действительно интересное режиссёрское решение.

В итоге, как мне кажется, Гас Ван Сент сам до конца не понимал о чём он хочет снять фильм, и в итоге получилась картина в духе «кажется глубже, чем есть на самом деле». Если вы хотите больше узнать про стрельбу и стрелков, смотрите документалку про Колумбайн — даже там актёры профессиональнее, чем здесь играют. Если вы хотите фильм с реальным погружением в причины подобных стрельб, то посмотрите «Класс» Ильмара Раага, а «Слон», к сожалению, я не могу советовать к просмотру никому.

4 из 10

Источник