Тонкий человек. Дело N 1: Об исчезнувшем изобретателе и его деньгах…

Тонкий человек. Дело N 1: Об исчезнувшем изобретателе и его деньгах…

Последней из девяти картин, в которых Джеймс Стюарт сыграл в 1936 году, довелось стать комедийному детективу В. С. Ван Дайка «После тонкого человека»</i>. Но, поскольку этот фильм является второй из шести частей в знаменитой детективной кино-серии (и, по совместительству, горячо любимой мною!), то я решила написать про каждую часть, а не про какой-то конкретный фильм из серии, пропустив все остальные.

Сюжет: Эксцентричный учёный-изобретатель Клайд Уайнант (Эдвард Эллис) собирается уехать на несколько месяцев, чтобы проверить свою очередную теорию. Незадолго до отъезда, к нему заходит его дочь Дороти (Морин О’Салливан) и её жених (Генри Вэдсворт), которые сообщают ему о том, что скоро поженятся. Уайнант обещает, что успеет вернуться ко дню бракосочетания и поручает вести все дела своему адвокату Герберту МакКолэю (Портер Холл).

Но неожиданно учёный обнаруживает, что из сейфа пропали облигаций на сумму 50 тысяч долларов, которые он хотел подарить дочери на свадьбу. В краже Уайнант подозревает свою секретаршу (и по совместительству, любовницу) Джулию Вульф (Натали Мурхед). Угрожая полицией, ему удаётся добиться правды от Джулии, но она не называет имени сообщника, хотя учёный не сомневается в наличие такового.

Спустя три месяца, Дороти, обеспокоенная отсутствием каких-либо вестей от отца, случайно встречает в ресторане отставного сыщика Ника Чарльза (Уильям Пауэлл), приехавшего со своей женой Норой (Мирна Лой) (а также, псом Астой!) в Нью-Йорк на Рождество. Девушка обращается за помощью к Нику, но поначалу сыщик не очень склонен снова браться за расследования. Впрочем, вскоре он меняет своё решение…

Сложно сказать, рассчитывал ли писатель Дэшил Хэммет на то, что его последний роман «Тонкий человек» станет основой для невероятно популярной детективной серии фильмов, а два главных персонажа романа и самих кинолент — супруги-детективы Ник и Нора Чарльз — войдут в число самых популярных героев в истории детективной литературы XX века (!). К слову, сама серия фильмов о «… человеке» официально стала первой франшизой в истории Голливуда.

Но в далёком 1934-м ставку на киноверсию романа Хэммета, как можно увидеть, явно не делали. Согласно фактам, разница во времени между выходом в печать «Тонкого человека» (декабрь 1933 года) и премьерой его экранизации (25 мая 1934 года), снятой В. С. Ван Дайком на студии MGM — всего полгода. Безусловно, сама книга была популярной, но бюджет картины составил всего лишь 231 тысячу долларов (!).

Это говорит о том, что изначально «… человек» планировался, лишь как заурядный детектив категории «B». Об этом же говорит и продолжительность его съёмочного периода — всего лишь около трёх недель (!). Так что, бешеный кассовых успех фильма (почти 1,5 миллиона долларов сборов!) и его четыре номинаций на «Оскар» стали для всех, кто над ним работал, большой неожиданностью.

Составляющих, которых помогли «… человеку» заслужить такую популярность, на мой взгляд, несколько. Во-первых, это более, чем удачный сценарий Альберта Хэкетта и Фрэнсиса Гудрича, умело сочетающий в себе детективную составляющую, увлекательность и тонкий юмор. Особенно выделяется неизменная «фишка» любой части франшизы, словно навеянная детективами Агаты Кристи.

Если кто не понял, то я имею ввиду сбор всех подозреваемых в одной комнате, во время коего персонаж Уильяма Пауэлла традиционно безошибочно определяет преступника. Также, похвалы заслуживают диалоги (хотя иногда может показаться, что фильм ими слишком перенасыщен), которые сценаристами были прописаны очень остроумно. Например:

— Понимаете, самое главное — это ритм. Когда взбиваешь коктейль — нужен ритм. «Манхэттен» взбивается под фокстрот, «Бромс» под тустеп, а «Сухой мартини» — только под вальс.

Или:

— А, значит, Аста вела меня к тебе. Она меня затаскивала во все забегаловки по дороге.
— Да, я утром выходил с ней погулять.

Или:

— Он ведёт какое-нибудь дело?
— Дело! У него одно дело — «Шотландское виски»!

Во-вторых, похвалы заслуживает работа В. С. Ван Дайка — режиссёр великолепно справляется со сценарным материалом и ни разу не перешагивает в своей постановке за границу, где кончается то, что называется «смешно» и начинается то, что называется «полный бред». В-третьих, несмотря на небольшой бюджет, визуально «Тонкий человек» снят столь безукоризненно, что совсем не выглядит фильмом, сделанным за 231 тысячу долларов.

Ну, и наконец, «ударный» актёрский состав также играет не последнюю роль в успехе. Наверное, я вряд ли буду оригинальна сейчас, но нельзя не отменить поистине потрясающее взаимодействие (если угодно, «химию») в дуэте элегантного джентльмена в исполнении Уильяма Пауэлла (заслуженная номинация на «Оскар»!) и изящной брюнетки Мирны Лой — оба действительно прекрасно «сыгрываются» вместе.

Это, очевидно, заметили и продюсеры, поскольку суммарно дуэт Пауэлл-Лой снялся в 14 фильмах (в шести из которых — в качестве супругов-детективов Чарльз)! К слову, именно благодаря постановке Ван Дайка изменилась «актёрская судьба» исполнителей главных ролей: Уильям Пауэлл нашёл здесь свой типаж «задорного джентльмена-весельчака», а Мирна Лой наконец-то смогла уйти от навязываемого ей амплуа «экзотических фатальных женщин».

Из остального актёрского состава можно выделить: известную многим в качестве «девушки Тарзана», Морин О’Салливан, игравшую дочь учёного-изобретателя; Нэта Пендлтона в роли глуповатого лейтенанта полиции; Минну Гомбелл в качестве матери персонажа О’Салливан, ну и, конечно же, озорного и милого фокстерьера, представшего в роли пса главных героев по имени Аста.

В заключении, остаётся констатировать, что перед нами блестящая детективная комедия, которую обязательно стоит увидеть как любителям фильмов такого типа, так и почитателям талантов актёрского дуэта Уильям Пауэлл — Мирна Лой (или кого-то из этих двух актёров по отдельности). Впрочем, и тем, кто неравнодушен к киноклассике Голливуда, «Тонкого человека», однозначно, стоит увидеть!

9 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ