Тик-так, тик-так, тик-так…

Тик-так, тик-так, тик-так…

Как правило, триумфаторы Второй Мировой Войны в своих воспоминаниях стараются обращать внимание преимущественно на выигранные ими сражения и битвы, тем самым укрепляя боевой дух последующих поколений, коим стоит гордиться своей историей и вместе с тем необходимо не допустить повторения событий, унесших в могилу миллионы ни в чем не повинных жертв. Однако, чтобы в полой мере осознать весь трагический масштаб событий, сотрясающих нашу планету в период с 1939 по 1945 годы, необходимо также знать и о поражениях, дабы сладкая пелена череды громогласных побед не казалась настолько приторной. Одной же из самых тревожных и драматичных страниц в истории наиболее разрушительного конфликта за все тысячелетия стала Дюнкеркская операция, печально известная тем, что войскам трех союзных государств, а именно Англии, Франции и Бельгии, пришлось в срочном порядке эвакуироваться с французских берегов из-за неумолимого наступления немецких частей. Прорвав линию Мажино 10 мая 1940 года, солдаты Адольфа Гитлера практически не оставили противникам шанса на успех и грозились устроить настоящую катастрофу для загнанных к морю военных, которые не могли выбраться из ловушки без сторонней помощи. И все же благодаря смелости добровольцев, обладающих личными кораблями и своевременным, пускай и сложным, решениям военного командования, большинство военных было спасено, и они получили возможность вернуться домой, чтобы переосмыслить себя, свои мысли и вновь отправиться на фронт. Несомненно, подобная операция заняла особое место в истории, однако кинематограф к ней обращался весьма нечасто, так как спешное отступление никак нельзя назвать триумфом, о котором стоит слагать легенды. Свое же мнение по существующему вопросу было у Кристофера Нолана, наконец расквитавшегося с «Темным рыцарем» и сумевшего спасти население Земли от вымирания в «Интерстелларе». Всерьез заинтересовавшись деталями Дюнкерской операции, режиссер увидел в них не только бегство и спасение, но и силу духа, опасность, настоящие переживания и возможность выстроить на ее основе напряженную картину, в которой по сути не было бы главных героев, ведь каждый солдат, моряк или пилот, пребывающий в то тревожное время на береговой линии уже сам по себе заслуживает на то, чтобы находиться в центре внимания. И пускай определенная аудитория не в силах понять, зачем снимать кино о Второй Мировой Войне с акцентом на спасительное бегство. Кристофер Нолан доказал, что просто так они никогда ничего не снимает, делая свою работу с особым смыслом.

Мол

Группа британских солдат, очутившихся на улочках города Дюнкерк, блуждали между домов в поисках провианта и воды, однако их поиски не увенчались успехом, так как им довелось повстречать боевой немецкий отряд, не оставивший заблудшим душам ни единого шанса на выживание. И тем не менее одному человеку удалось сбежать смерти, и им оказался не в меру удачливый Томми (Финн Уайтхед). Сумев избежать преждевременной гибели, парень отправляется прямиком к береговой линии, где встречает иных британских сослуживцев, ожидающих эвакуации. Повстречав на берегу совсем немногословного Гибсона (Анайрин Барнард), Томми решает заключить с ним дружеский союз и таки попасть на корабль, способный вывести их из самого пекла. Но желающих покинуть французский берег гораздо больше, чем реальных возможностей, а потому Томми и Гибсону приходится ухищряться всеми возможными способами. И вскоре к их тесной компании присоединяется еще один бедолага Алекс (Гарри Стайлс), также как и все, мечтающий наконец увидеть Родину и получить в свое распоряжение по крайней мере несколько лет здравой жизни. Только у врага на этот счет свои планы и как знать, кто таки сможет очутиться в Британии, а кому суждено остаться на фронте бестелесным духом…

Море

Согласно директиве военного командования Объединенного королевства, флот получает эксклюзивное право реквизировать в нуждах армии приватные корабли и лодки, дабы с их помощью вывезти из Дюнкерка как можно больше солдат. Однако старина Доусон (Марк Райлэнс) вовсе не спешит передавать управление своим судном неким вышестоящим офицерам и решается самостоятельно отправиться к Дюнкерку, чтобы держать эвакуацию под личным контролем. Вместе с Доусоном в путь отправляется его сын Питер (Том Глинн-Карни) и друг семьи Джордж (Барри Кеоган), решивший не отказывать в помощи, которая порой так необходима, тем более при выполнении столь непростого задания. И первый Доусоном и компанией спасенный не заставляет себя долго ждать. Им оказывается едва не утонувший солдат (Киллиан Мерфи), отчаянно не желающий возвращаться назад к Дюнкерку, где продолжают происходить жуткие вещи, о которых, к сожалению, никак не получится забыть.

Воздух

Тройка пилотов Объединенного королевства отправляется на боевой вылет к Дюнкерку, чтобы помочь военным с эвакуацией и по возможности оттеснить немецкую авиацию в сторону, однако лидеру команды не удается избежать неминуемого, от чего Фарриеру (Том Харди) и Коллинзу (Джек Лауден) приходится самостоятельно выполнять возложенную на них миссию. Стараясь не попасть под вражеский огонь, герои тем не менее не в силах сдержать агрессивную атаку немцев, из-за чего приборы на самолете Фарриера частично выходят из строя, а Коллинз так и вовсе оказывается подбитым, постепенно приближаясь к воде, из которой его может спасти лишь чудо или вовремя оказавшийся неподалеку союзный корабль.

Кристофер Нолан подошел к описанию этой непростой истории с особо холодной мрачностью, которая не разменивается на особые эмоции. Однако это вовсе не означает того, что зритель будет безучастно следить за происходящим и ему не будет дела до того, что будет происходить с персонажами. Весь фильм нам предстоит находиться буквально на иголках, ведь опасность, исходящая от приближающихся сил немцев вполне осязаема и нет сомнений в том, что при первой подходящей возможности агрессоры нанесут удар, способный лишить жизни по меньшей мере несколько тысяч солдат. Раскидав повествование между несколькими самодостаточными сюжетными ветками, Нолан поступил уверенно и мудро, ведь его фильм повествует не о каком-то конкретном персонаже, а о Дюнкерской операции в целом. И тем не менее несмотря на смену акцентов и постоянное знакомство с новыми героями, необходимо признать, что режиссер грамотно использовал экранное время, успел познакомить нас с весьма интересными людьми и показал, что борьба за жизнь не оканчивается ни на миг и нет ничего зазорного в том, чтобы покинуть место проигрышной битвы, попутно помогая своим друзьям и сослуживцам избежать гибели. Конечно, в «Дюнкерке» просматривается художественный холод, так трепетно любимый Кристофером Ноланом, и в этой истории он как никогда на своем месте.

Вместе с персонажами фильма мы попадаем на войну, где нет места долгим разговорам и сомнениям. На примере каждой из сюжетных веток мы видим, что иногда компромиссов быть не может и необходимо действовать без оглядки, но и не забывать о собственном достоинстве и банальной человеческой чести.

9 из 10

Источник