Терпи, терпи, терпи…

Оставив когда-то сына-младенца в «бэби-боксе» одного из провинциальных приютов, Оксана, спустя …дцать лет, решает забрать его в Москву, поскольку теперь уже вполне самостоятельная и самодостаточная личность. За это время у её сына Дениса обнаружилось редкое качество — невосприимчивость к боли, которое стало предметом для различных испытаний среди его сверстников. Денис уезжает с матерью и с её подачи втягивается в преступный бизнес столичных органов правопорядка и здравоохранения: чтобы прижать неугодного воротилу, организуется автоавария с человеческой жертвой, виновник идёт под суд и выплачивает крупный штраф. Для этого и нужен Денис-«подброс»…

Третья полнометражная работа Ивана Твердовского, сына известного документалиста, воспринимается как ярко выраженная сатира с элементами криминально-мистической драмы. Но обличение российской Фемиды показано столь навязчиво и прямолинейно, что история о без вины виноватом 17-летнем Денисе приобретает черты язвительного телеочерка, «облагороженного», для вящей кинематографичности, эстетизированной, сплошь неоновой, «кладбищенской» атмосферой. Сохраняя сказочность, ироничность, абсурдность действия, Твердовский-младший всё же избавляется от сочувственной интонации, характерной для его прошлых фильмов, и углубляется в социальную критику, что, вкупе с некоторой недоговорённостью (особенно в неоднозначном влечении сравнительно молодой матери к сыну-подростку) и неожиданными для 29-летнего режиссёра самоповторами, идут фильму во вред.

Можно, конечно, рассматривать «Подбросы» как вторую (после «Зоологии») часть диптиха о мире, одержимом бесами, но Твердовский отнюдь не является летописцем хроник России «смутного времени», а его отчасти нарочитое, отчасти не осознаваемое «соавторство» с Гоголем, Булгаковым и Достоевским тоже весьма условно. У «Подбросов», пожалуй, больше перекличек с жанровым кино, хотя большинство зрителей наверняка отнесёт эту картину к целой серии депрессивных отечественных кинопроизведений, иллюстрирующих кошмарную российскую реальность. А повышенный интерес к фильму на различных фестивалях можно объяснить, разумеется, не «чернушностью», а дерзким, чуть инфантильным, но действительно незаурядным талантом молодого автора.

Если картина в чём и выигрывает, так это актуальной и тревожной мыслью о том, что современное общество непременно следует занести в «класс коррекции», и особенно подрастающее поколение, ибо его представители не умеют по-настоящему жить, не знают как и, болезненно ощущая себя вечными жертвенниками и подбросами в абсолютно индифферентном мире взрослых, ободряют себя лишь исполненной глухого отчаяния мольбой: терпи, терпи, терпи…

Источник