Телевикторина

Quiz Show (1994)

«Если им нужна ложь, пусть включат телевизор!»

Современный телезритель, успев подрастерять некоторую долю наивности и доверчивости, едва ли испытает сокрушительное потрясение узнай он о тех хитростях и трюках, на которые идут телевизионщики. Все было иначе на заре телевидения, когда каждое слово, доносившееся из телеприемника, не подвергалось сомнению. Поэтому новость о том, что на одном из интеллектуальных телешоу, весьма популярном в шестидесятых годах, жульничали напропалую, была подобна эффекту взорвавшейся бомбы. Судебное разбирательство, которого так добивался молодой перспективный, жаждущий великих дел, адвокат-идеалист Дик Гудвин, привлекло внимание широкой общественности и бурно обсуждалось в СМИ. Но в самой истории оно не занимает центральное место, это, скорее, фон, оттеняющий размышления героев о моральных качествах и ценностях, так легко отодвигающихся далеко на задний план, когда столь соблазнительно манят легкая победа и нажива.

Фильм «Телевикторина» — постановка Роберта Редфорда, занявшего на этот раз место за камерой, в кресле режиссера. К слову сказать, я давно прониклась симпатией к мистеру Редфорду, поэтому каждая его работа (неважно, в качестве актера или режиссера) привлекает внимание. Не стал исключением и данный фильм. История о раскрытии махинаций, творящихся на телевизионном шоу «21 вопрос», интересна. Мало того, она содержит в себе смысловые зерна, из которых с легкостью начинают произрастать отдельные мысли о правде и лжи, о честности и лицемерии. Сплетаясь, эти мысли создают хитрую вереницу размышлений о моральных трансформациях, на которые неизбежно обрекает себя человек, сделав выбор в ту или иную сторону. Так, поддавшись однажды соблазну легкого и быстрого взлета, Чарльз Ван Дорен (Рэйф Файнс) увидел весь спектр возможностей, сулящих перспективное будущее. Стоит ли упоминать, что беспокойство, касающееся моральной стороны решения, было отметено в дальний угол?.. И любое сомнение в правильности выбора, вдруг всплывавшее время от времени, недолго беспокоило разум. Пока не пришло время отвечать. Перед обществом, в чьем сознании статус наследника широко известного в интеллектуальных кругах семейства и преподавателя в университете никак не вязался с жульничеством. Перед родителями, которые не просто искренне верили в своего отпрыска, но и гордились им безгранично. Как взглянуть в глаза и показать запачканные руки?.. Здесь, на перепутье, Чарльзу предстоит определиться с еще одним выбором: уйти в тень, не признав очевидное, или выйти на свет с повинной, приняв ответственность за свой поступок?..

Начинка фильма, лишенная излишнего морализаторства, вкусна. И, возможно, после финальных титров еще будет тревожить мысли, оставив приятное послевкусие. Но, учитывая внушительный хронометраж ленты, мне хочется посетовать на некоторую затянутость, отсутствие той динамики, что не позволяет отвернуться от экрана ни на минуту. Вкупе с тем, что события легко предугадываются, а интрига не столь сильна, этот единственный, но такой существенный для меня, момент мешает дать отзыву зеленый цвет.

7 из 10

Источник