Таксист

Taxi Driver (1976)

«You talkin to me?» (с)

Трэвис — обычный таксист. Человек, который пытается найти свою цель в этой жизни. На протяжении всего фильма он не говорит, что его жизнь ничего не значит, наоборот, Трэвис всегда хотел сделать что-то стоящее. Спасение маленькой девочки из рук злодея-сутенера, разве это не стоящее дело. А вот убийство сенатора, будущего кандидата в президенты делом добрым и стоящим вряд ли назовешь. Так Трэвис и мечется от одной мысли — к другой, только ради того, чтобы решить, что он ждет от жизни, чего он хочет добиться и как правильно поступить. Определенно, Трэвис — социопат, этим и объясняется ожидание свершения чего-то неизбежного, чего-то не понятного, захватывающего, а может и ужасного. Ожидание неожиданности — вот главная составляющая, которая Мартиным Скорсезе воплощена настолько тонко, что позволяет фильму захватить внимание зрителя и не отрываться от него.

Фильм «Таксист» — не броский, но постепенно захватывающий внимание, даже спустя 40 лет. Не зря фильм завоевал золотую пальмовую ветвь кинофестиваля в Каннах. Определенно, этот фильм не из тех фильмов, которые будешь смотреть снова и снова. Но определенно — это один из тех фильмов, который я запомню на всегда.

Кстати, признаю, что фильм на любителя, не каждый зритель согласится дождаться развязки, не каждому зрителю будут понятны диалоги, а иногда даже и не очень последовательные действия главного героя, но именно в этом то вся и суть.

Мартин Скорсезе. Из раннего. Атмосфера, воссозданная режиссером присутствует и в других фильмах Скорсезе, а к «Таксисту» она подходит на все 100%. Кроме режиссуры, во многом также атмосферу подчеркивает музыка. Когда я смотрел этот фильм музыкой я наслаждался. Мне даже начало казаться, что даже если вся суть фильма будет в ночных путешествиях Трэвиса по городу, а путешествия будут сопровождаться фоновой музыкой, написанной композитором Бернардом Херрманном, то фильм уже получился, больше ничего и не нужно.

Роберт Де Ниро. Тут сказать нечего, он великолепен в своей игре, впрочем, как и большинство последующих его работ.

Джоди Фостер. Сразу видно, что в далеком 1976 году растет будущая кинозвезда. Она смогла воплотить ту детскую наивность, которая требовалась от ее маленькой героини, попавшей в «лапы» сутенера. Понятно, что сутенер хочет от нее только одного, но понятно это всем, кто уже сформировал свои взгляды на жизнь и научился различать где черное, а где белое. А маленькая девочка Айрис это делать еще не научилась. При всей своей наивности она не могла различить того, что сутенер ею пользуется только для материальной наживы и своей выгоды, хотя она воспринимала его исключительно в качестве хорошего друга.

Харви Кейтель. Злодей, сутенер. Злодей не в том плане, что крушит всех налево и направо, и хочет взорвать всю Землю. Нет, он просто «ищет своё место под солнцем» всеми доступными способами, включая развращение малолетних и принуждение малолетних к занятию проституцией. Мы не знаем, почему он таким стал, да зрителю, честно говоря, все равно почему, но очень важно как. Нежно, уговорами, без применения насилия.

Трэвис, он же Роберт Де Ниро. Он не попытался спасти девочку разумными методами, он решил пойти против системы. На примере встреч с Бетси мы понимаем, что ему чужды и непонятны «серые» люди — мыши, которые плывут по течению и ничем друг от друга не отличаются. В то же время, он не готов всецело противостоять системе, когда ему предложили уехать в коммуну к хиппи, опять же распространённому тренду того времени, своеобразному выбору, показывающему, что человек не готов вписываться в систему. Такая неопределенность, в конце концов чуть не приводит Трэвиса к провалу, как в духовном, так и в материальном смысле, все-таки покушение на совершение громкого преступления у него была. Но, в конце концов, он выбрал путь героя.

Итого, Роберт Де Ниро, Мартин Скорсезе, Джоди Фостер, Сибилл Шеппард, Харви Кейтель + 40 лет творчества этих актеров + музыка для оценки фильма:

8 из 10

Рекомендую к просмотру. Не смотреть, кто любит динамичные боевики и комиксы.

Источник.