Тайны семьи де Граншан

(1992)

Классика

Не знаю, почему к этому фильму совсем нет отзывов. Обидно даже: фильм-то хороший. Прежде всего, это единственная экранизация пьесы О. де Бальзака «Мачеха», причём экранизация чрезвычайно добротная. Кроме того, фильм по сути своей эпохален: он был создан «на переломе», в нём дышат ещё традиции советского кинематографа, но и ветер перемен уже весьма отчётливо ощущается кожей.

Многое здесь примечательно, начиная с совместного производства Россия-Латвия. Кто-нибудь что-нибудь слышал о латвийских фильмах в последние двадцать лет? А в советское время рижская киностудия создала немало прекрасных лент. Вспомним «Театр», «Стрелы Робин Гуда» и «Армию Трясогузки» — и вздохнём. Кажется, «Тайны семьи де Граншан» стали последней каплей русско-латвийской дружбы, и отталкиваемая импозантным Иваром Калныньшем роковая Галина Щепетнова вполне может служить олицетворением метрополии, которую отвергает неблагодарный доминион.

В фильме можно увидеть качественную игру актёров, продуманные костюмы и очень достойную операторскую работу. Ничто не режет глаз, ничто не отвлекает от сюжета, а момент развязки по-настоящему драматичен. Кстати об актёрах и драмах: на съёмках «Тайны семьи де Граншан» разгорелся страстный роман Ивара Калныньша с партнёршей, рыжеволосой Аурелией Анужите, которая была моложе признанного латвийского секс-символа на 24 года. Безоглядная любовь заставила Калныньша уйти от первой жены, но брак с Анужите продержался только семь лет. Ну, это так, к слову…

Общая оценка фильму — твёрдые восемь баллов. Может быть, на шедевр и не потянет, но иные современные «шедевры» многократно за пояс заткнёт.

8 из 10

Источник