Т-34, или опасный патриотизм

Т-34, или опасный патриотизм

Помимо впечатлений от фильма в целом, хочу поделиться некоторыми мыслями относительно всего жанра военной драмы, но об этом в конце.

Когда шел на этот фильм в кино, ожидал увидеть очередной отечественный фильм про ВОВ, с типичным «ура патриотизмом», добротным экшеном и поверхностной драматургией вроде добрый — злой, душевный — бездушный и так далее. Отчасти, ожидания мои оправдались, после выхода из кинотеатра у меня было нейтральное впечатление о фильме, и при всем количестве косяков разного рода, ругать этот фильм не очень хотелось. До определенного момента…Но обо всем по порядку.

Начну с плюсов.

Смотреть фильм все-таки интересно. Даже при том, что интриги — ноль, и сюжет предсказуем настолько, насколько это возможно, как аттракцион «Т-34» вполне заходит. Боевые сцены поставлены неплохо. Мне понравилась игра с замкнутым пространством внутри танка — оно защищает от пуль и снарядов, но деться оттуда в случае чего, некуда. И техническая сторона была бы бочонком меда этого фильма, если бы не провальная попытка залезть в спецэффекты. CGI в фильме убийственно плохой, его можно и нужно было заменить пиротехникой, но постановка от этого сильно не проигрывает. Еще можно сюда добавить крепкую работу композитора, а именно композицию «Supermarine» Ханса Циммера из действительно мощного фильма «Дюнкерк», которую чуть-чуть переработали и выставили, как оригинальный саундтрек. Но музыкальное оформление здесь добавляет напряжения и звучит к месту.

А теперь к минусам, и их тут, к сожалению, больше, чем могло быть.

Корень всех бед этого фильма — отвратительный, набросанный на коленке сценарий. Если собрать воедино все сценарные дыры в одну большую — вероятно получится портал в ад. Достаточно во время просмотра задать себе пару раз вопрос: «Почему это происходит?» — фильм посыпется у вас на глазах. И тут мы имеем клинический тупизм немцев и целый взвод «богов из машин» и целую фабрику «роялей в кустах» на стороне главных героев, наличие которых не пытаются объяснить даже минимально.

Почему в распоряжение главных героев немцы отдают подбитый русский танк прямиком с поля боя, даже не проверив на наличие боекомплекта внутри? Почему на важную для немецкой армии миссию берут русскую переводчицу — узницу концлагеря, которая наверняка будет на стороне своих? Почему эта переводчица свободно перемещается по концлагерю, включая цеха и штабные помещения?

И это лишь верхушка айсберга. И такие вот допущения полностью лишают фильм реализма и превращают в сказку, где можно нарушать любые правила мира, где разворачивается действие. А если фильм — сказка, то и за героев не переживаешь. Здесь мир подстраивается под героев, а не герои под мир.

А сценарный провал не дает актерам места «разыграться». И если Александра Петрова не вывез бы никакой сценарий, он тут, как и везде, все тот же Артем из Чертанова, то вот Ирина Старшенбаум при желании может интересно сыграть. Но ее персонаж настолько пустой, а любовная линия с героем Петрова настолько ленивая и нецепляющая, что и она не заморочилась выдать годный перфоманс. У персонажей второго плана дела обстоят куда лучше. Винценц Кифер в роли главного антагониста — это, вероятно, лучшее, что есть в фильме. Играет он очень рельефно, и его персонаж вызывает интерес даже без должного сценарного наполнения. Также Добронравов и компания отыгрывает неплохо, и к ним вопросов в принципе нет.

Что получилось в итоге — неплохо поставленная сказка про тупых немцев и неубиваемых, непотопляемых (и т. д. и т. п.) русских ребят, с гиперболическими штампами и ярлыками, которые собрали со всех российских военных фильмов и возвели здесь в абсолют.

И тут я задумался — в чем цель таких фильмов. И миллион голосов вполне справедливо ответил мне — чтобы помнили. Только большинство из них не отдает себе отчета — зачем нужно помнить? Ради чего воевали наши деды? Они воевали за мир, мир у себя дома. Они смогли добиться мира, наша же задача, этот мир сохранить. Они умирали на войне, чтобы их потомки не умирали также. И единственный способ почтить их подвиг — не допустить войны сейчас. Ради этого каждый должен знать о тех временах, потому что если начнется новая война — те 27 миллионов человек погибли напрасно.

Теперь задумайтесь, о чем говорят зрителю фильмы вроде Списка Шиндлера, Дюнкерка, Пианиста и так далее — война — это ужасно, давайте не допустим подобное сейчас.

О чем говорят хорошие российские фильмы о войне вроде Мы из будущего или 28 панфиловцев, те же мысли, но с добавлением разумного русского патриотизма — в чрезвычайной ситуации мы можем объединиться и пожертвовать собой ради великой цели.

О чем говорит фильм Т-34 — что-то вроде «тьфу, тупая немчура, да мы вас запросто вынесем вперед ногами еще раз» — и это не мое субъективное восприятие, офигевающие от русских танков немецкие жители — основной элемент юмора в этом фильме. А если добавить тот факт, что фильм создан при поддержке федеральных СМИ, которые пытаются убедить зрителя, что вокруг все против нас, посыл фильма при перенесении на современные реалии являет собой полярную противоположность тех ценностей, которые отстаивали советские люди того времени, и о чем действительно должны говорить фильмы о войне.

Итог — 2 балла за злодея, балл за музыку и балл оператору

4 из 10

Источник