Свобода. Лето. Цой

2018 год для российского кинематографа ознаменовался выходом на экраны фильма Кирилла Серебренникова «Лето»</i>. Это художественная интерпретация истории о начале карьеры Виктора Цоя, его знакомстве и отношениях с Майком Науменко и его женой, Натальей, его знакомстве с будущей женой, Марианной.

Ещё в период производства картина собрала предварительные противоречивые мнения: мол, не трогайте память о человеке, не занимайтесь домыслами, и так далее в этом же духе, (для таких людей в фильме есть прекрасный персонаж Скептик, который в некоторых эпизодах фигурирует с табличкой с надписью алыми буквами «Этого не было»). Но это не помешало ей запасть в душу зрителю и надолго ему запомниться.

Премьера «Лета» состоялась на Каннском кинофестивале в основном конкурсе. Сам Серебренников не смог присутствовать на этом событии, так как в то время находился под арестом. /Под арестом он находится и по сей день, но сейчас — не об этом/. Картина получила приз «За лучший саундтрек». И это — далеко не единственное, за что она заслуживает наград.

Можно сравнивать этот фильм с предыдущими кино- и театральными работами режиссера, искать в нём слабые и сильные стороны по сравнению с другими, — это дело вкуса и придирчивости каждого. Но сложно отрицать то, что фильм обладает совершенно неповторимой атмосферностью, которой давно не было в российском кино.

Мы погружаемся в черно-белый мир Ленинграда 80-х, где молодые люди того времени жили любовью, свободой и поиском. Игорь Петровский, друг Майка и Натальи Науменко, охарактеризовал фильм, как «красивую и трогательную сказку». Фильм и вправду так выглядит и ощущается, — как людьми, жившими в ту пору и в тех настроениях, так и моим поколением, родившимся после 1990 года.

Майка и Наталью Науменко сыграли Рома Зверь и Ирина Старшенбаум. Роль Виктора Цоя была отдана корейскому актеру Тео Ю (схожесть с Виктором, конечно, есть, но на «одно лицо» точно не похоже). Эти три основных персонажа, вместе с остальными второстепенными действующими лицами (с отсылками на реальных людей), мастерски передали легкость, свободу и эмоциональную составляющую фильма. Их искренность и органичность существования на экране побуждала забыть о том, что фильм — художественный. Всё протекает так, будто мы наблюдаем за хроникальными кадрами. А мягкие склейки в большей части фильма создают впечатление съёмки одним кадром.

Музыка, один из главных элементов «Лета», живёт здесь во всех эпизодах и локациях. Каждый музыкальный номер- часть повествования и самостоятельное звено одновременно. Дополнительная графика а-ля рисунок карандашом придавала им какого-то трогательного наива. Не знаю, где здесь можно увидеть «мюзикл в духе и стиле «La La Land» на основе питерского подпольного рока» (имею право не согласиться с Троицким). Здесь — честнее и проще.

В фильме также можно увидеть в эпизодических ролях Александра Баширова и Лию Ахеджакову. В их персонажей, фигурировавших на экране небольшое количество времени, вложена достаточная доля колорита той поры.

Итог: смотря «Лето» в кинотеатре (или где-либо ещё), не хочется, чтобы действие на экране прекращалось. Хочется подольше оставаться с этими героями и этим миром. И да, кстати, — вы не останетесь прежним после «Лета».

9 из 10

Рекомендую к просмотру!

P.S. Первый раз 70 процентов заметок к рецензии было исписано названиями песен и строчками из них.

Источник