Стучись в любую дверь

(1958)

Как легко можно себя потерять…

Последний фильм «Такой большой мальчик» (1966) в недолгой, к огромному сожалению, творческой биографии Марии Николаевны Фёдоровой, что называется «лёг на сердце», поэтому захотелось посмотреть другие работы талантливого режиссёра. «Стучись в любую дверь» — второй полнометражный игровой самостоятельный фильм, в котором Мария Фёдорова совместно с автором сценария Валентиной Спириной поднимает тему, которая год от года становится всё актуальнее — подростковая преступность. Картина чёрно-белая, по видимому, ни разу не реставрировавшаяся, к тому же имеющая многочисленные «хронометражные микрообрывы», отчего лента становится похожа на документальный фильм о жизни одного из тысяч дворов большого города, в котором живут такие разные и не похожие друг на друга подростки.

Работа Марии Фёдоровой «берёт за живое» очень искренним и участливым отношением к судьбе главного героя. Вячеслав Подвиг прекрасно сыграл семнадцатилетнего бездельника Геннадия Краснушкина, сумев донести до зрителя всю эволюцию «красивой жизни» среднестатистического тунеядца. По большому счёту лента не занимается нравоучительством и морализаторством, деля подростков на «хороших» и «плохих», потому что такой градации не должно быть в принципе. Есть лишь молодые люди, которые, в силу тех или иных обстоятельств, оказываются подвержены влиянию среды. А «среда» в данном случае — известный в прошлом уголовник, а ныне «честный труженик» — шофёр Михаил Прохоров. Весьма нетипичный персонаж для Михаила Ульянова, известного своими кристальной честности киногероями.

Тем не менее, Михаил Прохоров в его исполнении — это по-настоящему страшный человек, потому что «сладкими речами и вкусными пирожными» он завлекает молодых, не знающих ещё жизни подростков в настоящую пропасть, откуда даже сильному человеку не всегда удаётся выбраться. Кому-то может показаться, что режиссёр слишком резко отделила «правильных» персонажей от «неправильных». Если ты почти стиляга, любишь бездельничать и веселиться, значит ты — «плохой». Ну, а если ты днём на работе, а вечером идёшь в кружок самодеятельности, значит, ты — «хороший». Но в этом и заключается главная идея картины: нельзя быть наполовину честным, а наполовину — вором. Вор — он вор и есть.

Мария Фёдорова лаконично, но достаточно ёмко показала всю поэтапную деградацию Геннадия Краснушкина он обыкновенной лени: «Больше учиться не буду!», через заграничную романтику: «Наше счастье где-то в Парагвае прячется в бананные леса!», до «точки не возврата»: «Деньги у меня брал? Теперь должен отработать!» Но советские фильмы отличаются «просветлённым концом», поэтому главному герою оставляют возможность остановиться и не наделать ещё больших глупостей. И это правильно. Кино должно быть не только развлекательным, но и воспитательным, какой «Стучись в любую дверь» и является в полной мере.

Наряду с настоящими мастерами в картине играют совсем молодые актёры. Для Валерия Носика роль дружка Андрея и Геннадия по кличке «Нос» является дебютной. Как и роль медсестры Люси для Людмилы Карауш. Есть у фильма и своя «изюминка». Я говорю о сцене перед кинотеатром, когда на заднем плане висит огромный плакат с названием фильма «Далёкая звезда». Судя по плакату — картина явно фантастического содержания, но вот ведь какое странное дело: фильма с таким названием нет! Есть картина немецкого режиссёра Курта Метцига «Безмолвная звезда», которая выйдет на экраны только через два года — в 1960 году. Что это — совпадение, предвидение, или «дань» советскому спутнику, запущенному в 1957 году?..

Источник