Старший Фершо

L’aîné des Ferchaux (1963)

Фильм Мельвиля

О том, как Жан-Пьер Мельвиль снимал каждый свой фильм можно делать отдельное кино. И «Старший Фершо» не стал исключением. Первоначально главные роли предназначались для Алена Делона и Спенсера Трейси. С исполнителем роли Фершо-старшего Шарлем Ванелем отношения у режиссёра не сложились, кульминацией этого напряжения стал отказ от съёмок главных героев на американских просторах (мсье Ванель хотел воспользоваться съёмочной экспедицией и за чужой счёт устроить себе отпуск в Америке). В итоге через океан полетели Мельвиль, часто работавший с ним оператор Анри Дэке, дублёр Бельмондо и технический персонал. Поэтому в фильме так много видов из окна с закадровым голосом, а, например, руки на руле во время таких кадров принадлежали режиссёру картины.

Каждый фильм Мельвиля — это особенный мир с педантичным вниманием к деталям, здесь нет мелочей и каждый эпизод что-то да значит. Например, начальная сцена на боксёрском ринге — это отсылка к увлечению боксом режиссёром, а также желание стать первым, кто снимет Бельмондо на ринге; мелькнувший рекламный щит «Pray for Peace» — это лозунг, который по мнению режиссёра лучше всего отражает контекст американской жизни в разгар холодной войны… И такие детали можно перечислять ещё очень долго — именно их наличие и делают фильмы Мельвиля не такими простыми, как кажется, а довольно многогранными.

Возвращаясь непосредственно к сюжету «Старшего Фершо» — вольной экранизации романа Жоржа Сименона — то, в первую очередь, этот фильм можно назвать рассуждениями режиссёра о старости и одиночестве (это тема присутствует чуть ли не в каждой его работе). И, конечно же, «Старший Фершо» — это картина о нетривиальной любви старого человека к молодому парню, в котором он видит самого себя в молодости. Эта любовь зарождается, когда банкир видит, как его секретарь дерётся с американскими пехотинцами. Потом идут сцены ревности в бунгало и полная особой нежности финальная сцена, заканчивающаяся фразой «Катитесь вы к чёрту со своим ключом».

Каждый фильм Мельвиля — это фильм о нем самом, поэтому неудивительны слова режиссёра о том, что «Мишель Моде — это я! Не могу сказать, что Дьёдонне Фершо — это я; мне пока нет семидесяти.» Мы так и не узнаем, стал ли Мельвиль мсье Фершо…

После «Старшего Фершо» Мельвиль снял свои лучшие фильмы, снискавшие ему славу одного из лучших постановщиков криминальных драм.

6 из 10

Источник