Сплит: реакция расщепления

Сплит: реакция расщепления

Противоречивые фильмы. Это отдельная категория фильмов, к которым я отношусь более чем почтительно. Эти фильмы- со своими сюжетными поворотами, изгибами, со своим темпом и динамикой- просто не могут, на мой взгляд, оставить киномана равнодушным. Ведь именно посмотрев такой фильм, хочется думать, анализировать и, иной раз, бурно -обсуждать.

Мне всегда казалось, что самое сложное, для режиссера, взявшегося снимать фильм со множеством сюжетных линий- это гармонично свести их в одну, цельную историю. Так как, за множеством перипетий, легко потерять из виду самое главное- то, ради чего затевался этот фильм. Как мне кажется, «Сплиту» не до конца удалось справиться с, заявленной в нем, противоречивостью.

Что оказалось упущенным, попробую разобраться.

Начну с идеи.

На мой взгляд, идея снять фильм про расщепление человеческой личности, сама по себе, не нова. Однако, каждый раз, подобные фильмы, лично у меня, вызывают профессиональный интерес (волею судьбы, моя жизнь оказалась связанной с психологией): наука не стоит на месте и, быть может, этот фильм даст новое представление об, доселе (не)известных, вещах? Известный факт, что в человеке, эволюцией, заложено 7 субличностей, которые выходят на передний план исходя из потребностей человека. К примеру, самозащитная субличность может выходить на первый план тогда, когда человеку угрожает физическая опасность. И это -если говорить о здоровом индивидууме. В данном же случае, за основу сюжета была взята идея раскрыть персонажа с 23 реальными Альтер-эго: и это уже точно аномалия. На мой взгляд, эта затея довольно-таки интересная и уж точно обещающая быть захватывающей.

Вот только взяв за основу многообещающую идею, ее практическая реализация оставила у меня довольно неоднозначные впечатления. Название фильма «Сплит» (англ. Расщепленный)- на мой взгляд, оставило сильный отпечаток на самом фильме. Как кажется мне, он получился не менее расщепленным, чем личность главного героя. Мне видится причина в следующем. По ходу движения фильма, я насчитала более 6 сюжетных линий (чем не Альтер-эго фильма?). Каждая из них, по-своему, актуальна, серьезна и реалистична. Однако, при попытке объединить их в одну историю, на мой взгляд, произошло ничто иное, как расщепление: общая картина перестала выглядеть цельной и реальной. Вместо этого, передо мной остались несколько незаконченных сюжетных линий с, не совсем ожидаемым для меня, концом для всего этого. Конечно, если это было конечной целью режиссера- то он ее, несомненно, достиг.

Самое интересное в этом всем то, что я поняла это лишь в заключительные 30 минут фильма, когда к психологическому (вполне логичному) контексту был добавлен фантастический элемент. Если, до этого момента, я, худо- бедно, пыталась склеивать эти сюжетные линии (было сложно, но более-менее, получалось), то именно этот ингредиент, подобно лакмусовой бумажке, проявил все неровные склейки сюжета, их недосказанность и незаконченность. Я не могу сказать, что картина получилось в итоге негодной. Как показалось мне, режиссер немного потерял свой вектор за большим количеством, расставленных им же, акцентов.

Отсюда и действия героев- порой не совсем логичные в жизненных условиях; их мотивация — до конца не понятная; их характеры- не раскрытые в полной мере, как того хотелось бы.

И все-таки, кинематограф — вещь интересная. Как бы ни был прописан персонаж сценаристами, хорошая актерская игра всегда будет заметна наблюдательному зрителю. И в данном случае, я осталась в восторге от актерской игры абсолютно всех, задействованных в этом фильме, актеров: им веришь, за них переживаешь. Отдельным вниманием, нельзя не обойти Джеймса Макэвоя: работа, проделанная им- просто колоссальная. До этого фильма, я ассоциировала Макэвоя, как ни странно, с мистером Тумнусом из «Нарнии». Что ж, теперь у меня имеется неплохой контраст: сказочный герой и нереальное чудовище -и в том и в другом случае исполненное филигранно.

«Сплит» заявлен как триллер. В фильмах подобного жанра я всегда уделяю отдельное внимание музыкальному сопровождению и операторской работе. Как мне кажется, с помощью этих инструментов, можно создать жутковатую атмосферу в зрительском зале даже если на экране ничего не происходит. В данном случае, я не увидела для себя ни интересных операторских, ни музыкальных решений. Однако, здесь я могу сослаться на то, что времени их искать у меня попросту не было, ибо я по-настоящему была увлечена сюжетом.

Подводя резюме моим впечатлениям, могу сказать следующее. В момент написания рецензии мне сообщили, что есть информация о том, что, якобы, история, описанная в фильме, основана на реальных событиях. И, якобы, есть еще режиссер, который снимает фильм про этого же персонажа, вот только его картина еще в стадии съемок. Как мне рассказали, знающий об этом факте, Найт Шьямалан, режиссер «Сплита», очень хотел, чтобы его фильм вышел раньше- и сделал для этого- все возможное. Что ж, если эта информация правдива (а я не знаю об этом наверняка), то этим вполне можно оправдать неровные, по моему мнению, склейки сюжетных линий. А если даже и нет, то сам по себе, фильм является интересным и достойным просмотра. Хотя бы однократного, так как, лично у меня, желания его пересмотреть повторно -на данный момент не возникает.

7 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ