«Сплит» М. Найта Шьямалана

«Сплит» М. Найта Шьямалана

М. Найт Шьямалан — американский режиссер и сценарист индийского происхождения, получивший широкую известность после выхода фильма «Шестое чувство» 1999 года с Брюсом Уиллисом в главной роли. Шьямалан — автор своеобразный, предпочитающий работать в жанре мистического триллера, и крайне нестабильный.

Находясь под влиянием Альфреда Хичкока, произведшего на молодого режиссера неизгладимое впечатление в годы учебы, Шьямалан иной раз успешно использует кинематографические приемы, призванные напугать и держать зрителя в напряжении, но далеко не всегда это ему удается. Многим его картинам можно приписать карикатурность, утрированность повествования, избитость тем. Известно, Шьямалан не только номинант на премию «Оскар», «Золотой глобус», «BAFTA», но и «Золотую малину».

«Сплит» — новое произведение американского кинорежиссера, мировая премьера которого состоялась в 2016 году. В центре сюжета история Кевина, молодого человека с диссоциативным расстройством идентичности. В герое уживаются 23 личности и вот-вот проявится 24. Деннис — одна из личностей, наряду с Патрицией и Хедвигом, взявших контроль над Кевином (доминирующая личность), похищает трех школьниц. Они — «священная пища», предназначенная «Зверю» — 24 личности.

Параллельно с основной сюжетной линией, мы узнаем о трагическом детстве одной из девочек, Кейси, ее роль исполнила Аня Тейлор-Джой и докторе Флетчер (Бетти Бакли), психиатре Кевина, у которой тот наблюдается. История Кейси, представленная в форме флешбэков, важна в понимании идеи «чистоты», которая заключена в тех, кто на себе испытал жизненные потрясения (напоминает Ф. Достоевского: «Страданием все очищается», «Страдания делают человека сильнее» …). Мысль не нова, в контексте фильма она не кажется такой уж лишней, но и ничего нового автор ей не привносит. По крайней мере, постулат подтвердит жизнеспособность, хоть и в контексте фильма. Идея же о неоткрытых ранее, невероятных возможностях разума (на примере расстройства идентичности), пророненная вскользь доктором по меньшей мере несостоятельна.

Психическое расстройство главного героя невольно отсылает нас к Билли Миллигану, страдавшему множественным расщеплением личности, их насчитывалось 24. Насколько уместна такая параллель — ответить трудно. Все 24 личности на экране не появятся, мы узнаем только о некоторых. Полноценный фильм о Миллигане планируют реализовать с 1997 года. В 2015 на главную роль назначен Леонардо Ди Каприо. Намеренный ли это ход Шьямалана, в надежде привлечь внимание к картине, воспользовавшись популярной темой, неизвестно. Хоть финал тонко намекает на продолжение истории, режиссер намерен выпустить новый фильм — одновременно продолжение «Неуязвимого» и «Сплита», увидим ли мы в нем другие личности Кевина пока неясно.

Психологический триллер так и остался бы психологическим триллером, не будь Шьямалан Шьямаланом, оттого он прибавляет к нему щепотку мистики и ужаса. В некоторой мере, такое сочетание, столь свойственное режиссеру, создает интригу и прибавляет картине зрелищности. Поклонники жанра и режиссера наверняка ждали от него чего-то подобного и, в этом случае, «Сплит» их не разочарует. Однако у другой половины оно же вызовет сомнения относительно новизны конечного продукта. Неожиданный финал не покажется таким уж оригинальным и почти новельный принцип повествования, эксплуатируемый Шьямаланом со времен «Шестого чувства», не сработает.

На стороннего зрителя, незнакомого с работами режиссера или не вовлеченного в мистический жанр, трудится Макэвой. Шотландский актер, запомнившийся широкой аудитории по таким фильмам, как «А в душе я танцую», «Грязь» или роли Чарльза Ксавьера в серии фильмов «Люди Икс» — лучшая и главная причина, по которой на «Сплит» нужно обратить внимание. Джеймс Макэвой, страдающий диссоциативным расстройством идентичности, выглядит убедительно и органично. К его перевоплощениям, от обцессивно-компульсивного Дениса до 9 летнего Хедвига, тихой Патриции или разъяренного «Зверя», приковано все внимание. Харизматичность Макэвоя, точность воссоздаваемого им образа, ирония, иной раз триллер позволяет улыбнуться, подкупают.

Шьямалан всегда умел задавать определенный тон произведению, придать ему нужного настроения, но никогда не отличался выразительностью, образностью. Необычный, мистический сюжет, неожиданный финал, таинственность — вот отличительные черты его картин. Такими были классические «Шестое чувство» и «Знаки», занимательные «Таинственный лес» и «Визит», нескладные «Неуязвимый» и «Явление».

В прокате «Сплит» завоевал преимущественно положительные оценки как критиков, так и зрителей и, на фоне прочих фильмов Шьямалана, он выделяется. Новая картина самодостаточна, исполнена на должном уровне, динамична. Некоторые сцены выполнены интересно, приняты любопытные режиссерские решения, но, как и предыдущие работы, фильм не лишен шероховатостей. От нового триллера Шьямалана не нужно ждать что-то особенного. «Сплит» — не великий, но и небезынтересный, качественный триллер, органичный в своей простоте.

6 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ