Сотников

Вернее, Восхождение, ошибся. Ну да ладно. Недавно посмотрел, хотя начинал читать, и тоже не пошло. Напоминало военный роман, есть такой жанр, такое как бы простецкое повествование, ну не пошло, в общем, наверное надо было дочитать.

Зверски мощно. Планы крупные, глаза. Зима не случайна для чёрно-белого кадра, на снегу всё отчётливо. Солоницын по происхождению немец, конечно, со мной учился Рика, Рихард Шперлинг, так у них абсолютная идентичная постановка лица, это, может, национальное что-то, поразительно. То есть игра идёт не столько мимикой — глазами, ртом. На месте демчихи я бы убил этих двоих, ещё в избе. Вообще книгу помню только начало, но вот это притчевость фильма немного напрягает. Зачем всё нужно подводить под двойное противостояние? Понятно, что в красивой сказке изящнее плавать, но это же упрощение, причём не только религиозное, это так, наплыв. Всё гораздо проще и страшнее этого бесконечного и нудного Христа и его Тени, тут же нет двоих, это две ипостаси такие, духовная двуполость.

Смотрел и думал о семье Климова и Шепитько. О том — как они жили с этим всем, друг с другом? Шепитько снимает этот фильм, через десять лет Климов снимает Иди и Смотри.. . Как они жили семьёй, о чём говорили в постели, до и после таких вот съёмок? Или просто абстрагировались домом? Не знаю. Но благодаря притчевости этой уходит общественный посыл фильма, социальность, и это хорошо. Остаётся не спор про наши-ненаши, а просто история Смерти. Потому что тут есть непонимание. Восхождение — это сама жизнь, а смерть — просто следующий шаг. И никакого восхождения после смерти или в преддверии её нет.

Прикинул на себя Сотникова и Рыбака. Ни один не подходит. Я уже выше этого, а когда ты и чувствуешь себя не совсем человеком, когда будто умер в третьем своём периоде, то сложно примерять плащи. Грустно то, что современном ощущении от фильма вроде как победы то не было никакой. Они социальна, исторична, плакатна, но не более.

А фашизм — это состояние относительности людей. Сейчас мы все просто живём в формате постоянной «войны» и разбавленного зелёного чая смерти, который просто впитался в пространство.

10 из 10

Источник