«Синий предел» «Времени первых»

«Синий предел» «Времени первых»

Синий предел — вольная высь,
Даль манит за горизонт.
Назло всем смертям ставит на жизнь
В небо влюбленный народ.

Я чуть-чуть изменил текст песни Константина Кинчева. Песню эту Константин довольно давно написал на музыку Алексея Рыбникова. И неожиданно для меня эта давно услышанная песня сама меня «нашла» после просмотра фильма «Время первых».

Назло всем смертям, назло смертельному риску поставить на жизнь — этот выбор сделали для себя Королев, Леонов и Беляев, причем делать этот выбор Королеву пришлось втройне тяжело — он его делал не только за себя, но и за двоих своих ребят.

Тема выбора жизни в смертельной опасности пронизывает фильм, словно реактивная струя стартующей ракеты. Такой выбор героям приходится делать каждый раз — спасая в тренировочном полете истребитель с горящим двигателем, спасая потерявший ориентацию космический корабль, выбирая изнуряющие тренировки взамен отказа от борьбы и последующего неминуемого списания из отряда космонавтов, в буквальном смысле вставая на пути начальства в борьбе за своего напарника и друга — всякий раз герои фильма ставят на жизнь.

И это же придется им проделать еще не раз во время полета — когда никто, за исключением Сергея Павловича, на их жизнь поставить уже вроде бы не готов. Мучительный выбор, отстрелить или нет шлюзовую камеру в ситуации невозможности вернуть Леонова в корабль — скольких потерять, одного или двух? Эта тяжелейшая душевная работа Главного блестяще передана на экране Владимиром Ильиным. Внешне непохожий на настоящего Королева, он настолько органично вошел в его роль, что к концу фильма ощущение непохожести утрачивается полностью.

…Там, где расколот предел городов
Вечность сжимается в миг,
Новое время стоит у дверей — 
Музыка ветра, музыка волн,
Музыка правильных книг —
Это вызов тобой еще не покоренных морей.

Такой дверью в новое время для Алексея Леонова стала крышка люка шлюзовой камеры. Шаг в невесомость, чуть не обратившийся в шаг вечность. Тот случай, когда вернуться в свой мир оказалось гораздо сложнее, чем шагнуть в неизведанный.

По сути, именно эта мысль становится лейтмотивом второй половины фильма. Здесь борьба за «выйти в космос» сменяется борьбой с «вернуться на Землю».

Символически неизвестный исход этой борьбы подчеркивается историей неудачного полета испытательного корабля, в котором до момента условного «выхода в космос» все шло нормально, а затем — авария и разрушение корабля. И очень мешает накалу страстей знание, что в реальной истории все закончилось хорошо.

…Хохотом ветер дразнил океан,
В смерчи закручивал ночь,
Словно резвясь, разрывал корабли,
Тот, кто сумел пересилить свой страх,
Волей себя превозмочь,
Вышел на берег еще не открытой земли.

Ветром, закрутившим хрупкую лодочку «Восхода-2», стала гравитация. Здесь создателям фильма — огромное спасибо: качество анимации отличное. Виды околоземного пространства — на уровне «Гравитации», а сцена прохождения корабля через атмосферу — пожалуй, заметно лучше.

…Если ты знаешь, чем мерить слова «Воля», «Отвага» и «Честь»,
Что значит горечь потерь от бескрылости сил?
Если преданность женщин и верность людей — 
Это все, что у тебя есть,
Значит, ты с детства хорошими песнями жил.

Герои фильма с детства жили хорошими песнями, и все это у них было — и верность друзей, и преданность женщин. Жены космонавтов в мучительном ожидании у экрана телевизора совершали подвиг ничуть не меньший. Как говорилось в одном хорошем фильме с хорошими песнями — «Самое трудное в нашем деле — ждать».

Резюме: однозначно смотреть, тащить на него упирающихся детей и подростков и испытывать гордость за свою страну и ее великих граждан.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ