Шьямалан, как он есть

«Сплит», многими оцениваемый довольно неоднозначно, мне показался довольно напряженным и атмосферным триллером, но без недостатков. Но для своего жанра это отличный представитель, поставленный знатоком жанра и тонким исследователем сути человеческого существования и по совместительству, одним из мною уважаемых режиссеров, несмотря на несколько неудачных попыток снять что-то другое вне своего жанра, М. Найтом Шьямаланом.

Я один из тех людей, которые искренне верят в каждый его фильм и, независимо от того, плохой он получится или хороший, с нетерпением ждет следующего. Для многих Шьямалан- выскочка и бездарь, выезжающий только из-за финальных сюжетных поворотах в своих фильмах, на которых он собаку сьел и которому, по мнению многих, просто повезло в свое время выстрелить «Шестым Чувством», впоследствии ставшим культовым. Но никто не задумывается над тем, что творческий человек пытается донести определенный подтекст или идею до зрителя довольно специфичным и оригинальным способом, иногда жертвуя логикой в сюжете и художественным качеством постановки. Ведь творчество- это вещь многогранная и разносторонняя и плоды творца каждый зритель так или иначе воспринимает индивидуально, по своему. Бывает и так, когда какое то произведение несет в себе иной смысл, нежели тот, который разглядели и увидели зрители. Возможно, что «Скорость» Яна ДеБонта вовсе не фильм о спасении автобуса с заложниками, а глубокая история о мщении всеми забытого полицейского- инвалида в отставке, ставшего изгоем общества и впавшего в глубокую депрессию, тем самым доказывая этим поступком свое присутствие и обращая внимание общественности на себя. И когда он терпит поражение вновь и вновь и, в итоге, проигрывает главному герою, не метафора ли это безысходности? Того, что чтобы человек не делал ради достижения цели, не всегда получается добиться чего нужно. Даже такими ужасными способами, которые, если задуматься, отлично демонстрируют ярость и гнев антагониста. Если смотреть под таким углом, то любой фильм, даже плохой, на первый взгляд, приобретает иной оттенок. Конечно же, про явную халтуру речи не идет, т. к. если кино запомнилось, несмотря на плохой сюжет, ужасную актерскую игру и плохую реализацию хорошей идеи, то дело в этой идее- краеугольном камне этого фильма. Через прау- тройку просмотров это можно понять. Ведь может, автор именно так и хотел передать всю суть? Возможно, это глупо, но, смотря на опыты Шьямалана, лично мне так не кажется. И я без угрызений совести заявляю, что Шьямалан с самого начала своего творческого пути был и остается талантливым творцом и в первую очередь философом, а не рассказчиком истории. Его инструменты — это уже сформированный давно его неповторимый стиль: то, как он работает с техническим персоналом, актерами и как пишет сценарий- все это по своему уникально и, будем так называть, «шьямаланово».

И, возвращаясь, к «Сплиту», я хочу написать, что это кино я ждал точно также, как и «Визит», и даже «После нашей эры». Я знал, что пусть это будет может и не шедевр, но определенно творение изысканного киностилиста. М. Найт не снимает шедевры, ведь в художественном плане они далеко не идеальны, но берут другим- душой и сердцем. И да, есть понятие «творческий кризис» и от него никто не застрахован. Явно не зная и не смотря оригинальный сериал «Аватар: легегда об Аанге», Шьямалан выкатил бездарный киноремейк, в котором было плохо все, кроме спецэффектов, костюмов и операторской работы. Этот кризис начал проявляться еще и в «Девушке из воды», но окончательный свой вид приобрел именно в этом ненужном блокбастере. И стоит благодарить судьбу за то, что режиссер наконец вышел из него и вернулся к тому, что получается у него лучше всего.

С учетом вышесказанного, могу заявить, что`Сплит»- это классический «шьямалановский» триллер. Тот самый, за который многие его зауважали. Со всеми приемами подачи истории: как техническими, так и художественными. Сюжет здесь неоригинален, спора нет и в нем присутствуют логические дыры, но никто не будет отрицать, что постановщик добивался нужного эффекта благодаря игрой с камерой, фоном и музыкальным сопровождением. Здесь происходит ровно также. Сам сюжет можно назвать более «сказочной» сводкой событий из жизни Билли Миллигана- человека, страдавшего диссоциативным расстройством личности и имевшим в своем теле минимум 24 личости. Каждого со своим характером, интересом, темпераментом и взглядами на жизнь. С поправкой на то, что здешний Миллиган с лицом Джеймса Макэвоя не проводит лечение от своего недуга в психиатрической клинике, что довольно странно, а расхаживает свободно по городу, лишь часто навещая своего лечащего психолога. И похищает заодно трех юных девушек для того, чтобы они стали кормом для Зверя- личности, которая является страшным животным в теле человека и которая вскоре вырвется наружу. Анализируя этот фильм и не вдаваясь в намеренную глупость некоторых аспектов сюжета, сразу же отмечаю то, что в творчестве Шьямалана как раз проявляется идея и не одна. Идея «изгоя общества» и его «преодоления себя» одни из основных. И в «Сплите», кто бы что ни говорил, основная идея состоит в том, чтобы показать главного героя и борьбу со своим недугом, со своими «личностями», преодолевая все преграды на пути к освобождению, что в итоге приводит к очень напряженному финалу.

Что касается актеров, то все артисты, заглядывающие к Найту в фильм не переигрывали или недоигрывали, а играли вполне себе приемлимо для фильма Шьямалана. Здесь звезда первой величины Макэвой отрывается от души и, как мне кажется, делает это великолепно. Три молодые актрисы, среди которых дочь Джонни Деппа, Аня Тейлор Джой, справляются не хуже. Кстати, М. Найту нельзя простить некоторую бесмыслицу в его фильмах. Здесь это флэшбеки героини Тейлор Джой. К чему они были, я так и не понял. Они не раскрыли ее в полной мере, а только показали, как я понял, одно из главных событий в ее жизни. Но это все меркнет, так как, опять же, несмотря на не идеальный, но весьма интересный сюжет, Шьямалан делает то, что умеет лучше всех- нагнетает атмосферу и саспенса там, где это действительно нужно. Также в «Сплите» весьма неплохие диалоги, что опять не позволяет сомневаться в том, что Шьямалан вернул свой прежний пыл, ибо да, он смог снять настоящий философский триллер!

И, подводя итог, могу с уверенностью утверждать, что М. Найт режиссер необычный и привыкший достукиваться до своего зрителя теми методами, которые другие постановщики поспешили бы назвать дурацкими и не эффективными. А я же считаю наоборот! Каждое его творение, так или иначе, имеет свою прелесть, хоть пусть и не идеальное, но само по себе интересное и запоминающееся. И «Сплит» как раз такой.

7 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ