Сериал нашего времени

Сериал рассказывает нам о будущем, в котором люди научились создавать роботов, неотличимых от людей ни по поведению, ни по внешности. Создав таких андроидов, люди не придумали ничего лучше, как использовать их в парке развлечений, а-ля компьютерная игра. В этой игре можно выпить виски, заняться сексом, убить, освежевать, притом в любой угодной игрокам последовательности. Внешний по отношению к парку мир показан очень скупо и, судя по всему, не сильно обогнал наш мир в технологическом развитии.

По ходу сериала раскрываются дополнительные цели создания парка, которые лично мне кажутся притянутыми за уши. И этот тщательно скрываемый от зрителя секрет, по сути, и не секрет вовсе, а обманка, ложная цель, суть которой — привести зрителя в библиотеку с Книгами. Извиняюсь за столь неясное изложение своих мыслей, но во избежание спойлеров приходится писать недомолвками. Говоря другими словами и обобщая хитросплетения и многогранность сюжета, выделю одну из ключевых идей, которые обыгрываются в сериале: человек примитивен и зачастую сам не понимает мотивов своих поступков, основная его цель — выживание. Эта идея не нова, она в более дипломатичном виде есть и в классических направлениях психологии, и в НЛП.

И вот тут, на мой взгляд, таится главная ошибка, а точнее, самообман создателей сериала, а, возможно, и попытка внушить этот мыслевирус зрителю. Потому что данный взгляд на человека — это упрощение, модель, как, например, предположение из школьного курса физики о возможности движения предмета без трения. Только это модель из мира психологии, она призвана объяснить некоторые аспекты поведения человека, и, в частности, помогает добиться от человека определенного поведения. Отдаю должное создателям сериала: они очень искусно овладели технологиями по управлению поведением человека, в частности, по ассоциированию в происходящее, т. е. по удержанию зрителя у экрана.

Но все же в сериале чего-то не хватает — несмотря на мощный актерский состав, на сюжет, на используемые технологии, он не производит такого неизгладимого впечатления, как, например, сериалы «Настоящий детектив» или «Фарго», да даже «Тайная комната» или «Серинити». Все просто: этот сериал сделан по рецепту, по рецепту создания успешного сериала — к сожалению, полностью рецепта я не знаю, но основные ингредиенты, пожалуй, перечислю. Пара известных актеров, раскиданные по всем сериям, ключевые моменты сюжета, Тайны именно с большой буквы — и сюжетные, и ключевых персонажей, спецэффекты на уровне полнометражных фильмов, масштабность. и все это хорошенько сдобрено технологиями типа НЛП. Возможно, я что-то упускаю, но лишь потому, что сам не «повар». Можно провести тысячи часов, повторяя и моделируя успешного художника или бизнесмена. и даже создать действительно красивые картины или успешный бизнес, но повторить «Бурлаков на волге» или успех Стива Джобса пока не удалось никому. Это же и разрушает универсальность упрощенных моделей для описания и управления человеком.

Сериал содержит квинтэссенцию современного подхода к сериалопроизводству, представляющую собой совокупность технологий по удерживанию у экрана и пропаганды псевдотолерантности, и все это приправлено легким чувством превосходства над ведомым зрителем. В «Мире Дикого Запада» все это раскрылось в конце второго сезона — и отношение создателей сериала к зрителю как к примитиву, суть которого можно описать на нескольких страницах, и истинное лицо меньшинства, к которому у зрителя весь сериал настойчиво прививали терпимость и принятие, а оно подумало и захотело извести всех, кто на них не похожи.

5 из 10

Источник