Семя человеческое

Il seme dell’uomo (1969)

Не в бровь, а в глаз

Этот фильм Марко Феррери, кажется, стоит особняком среди других его экзистенциальных сатирических и трагикомических притч, таких, как «Большая жратва», «Диллинджер мертв», «Прощай, самец» и других,- именно в силу его безысходности, беспросветности и, в конечном итоге, тупиковости существования социума в целом.

«Семя человеческое» — иносказательное повествование о вырождающемся эгоистическом обществе потребления, которое, в силу своей культурной ограниченности и духовной несостоятельности, не имеет морального права на существование, но которое тем не менее не собирается сдавать своих позиций, как будто бы продолжая развиваться, а на поверку все более деградируя. Вот и в картине Феррери мы видим выжившую после Третьей мировой войны молодую чету, которой удалось обустроиться в поселке на берегу океана. Будущее всего человечества как никогда призрачно и туманно. Но и при таких, мягко говоря, незавидных и чудовищных обстоятельствах муж настаивает на рождении ребенка, апеллируя к возрождению всего человечества. Супруга же (в чутком исполнении Анн Вяземски) вполне резонно отказывает, прежде всего исходя из здравого смысла и руководствуясь гуманными соображениями о нежелательности беременности в подобном бедственном положении. Не забываем же, что и все человеческое сообщество, по Феррери, находится в состоянии катастрофы и тревожного ожидания.

В данном контексте позволю себе небольшую ремарку. Многие молодые пары, что называется, «заводят» детей (звучит, если вдуматься, из ряда вон). Но имеют ли право молодые люди брать на себя ответственность принятия такого единоличного решения, априори обрекая пока еще не родившегося человека на череду страданий, болезней и лишений? Впрочем, не все так плохо: страдания не бесконечны, поскольку рано или поздно приходит долгожданный Покой, стоит лишь потерпеть.

Главному же герою «Семя человеческого`обманным путем все-таки удалось достичь своей цели, и женщине скорее всего предстояло стать матерью, однако уже в финале итальянский постановщик выносит свой суровый и окончательный приговор этой семье в частности, а по большому счету всему обществу в целом.

К сожалению, эта картина Марко Феррери малознакома даже любителям авторского кино, не говоря уже о широкой зрительской аудитории. А между тем не приходится сомневаться, что фильм и сейчас, спустя вот уже почти полвека, не стал менее актуальным. А в свете мировых событий последних лет, возможно, и обрел свое новое звучание. Может статься, зрители умышленно или интуитивно обходят стороной те фильмы, смотреть которые тягостно и неприятно. Или — что более важно — стыдно. За себя и за окружающих. В таких случаях режиссер не сглаживает углы и не заигрывает со зрителем. Что называется, «не в бровь, а в глаз».

7 из 10

Источник.