Сало, или 120 дней Содома

Сало, или 120 дней Содома

Salò o le 120 giornate di Sodoma (1975)

Слабонервных просим удалиться

Изысканный садизм, изощрённое смертоубийство, изобретательные пытки, извращенческий беспредел — всё вышеперечисленное тоже является частью вселенной, именуемой Кинематограф. «Сербский фильм», «Человеческая многоножка», «Мученицы», «Хостел» — для поклонников по-настоящему жёсткого кино названия этих фильмов звучат, как сладкая музыка.

Но сегодня хочется поговорить не о зубодробительном трэше и не об откровенной киллер-порнухе. В первую очередь, кино — это искусство, а уже потом похабное зрелище. Поэтому обратим особое внимание на «шокирующие ужасы» и «ужасные шоки», снятые очень известными и даже великими режиссёрами. И первым в этом списке значится общепризнанный классик мирового кино Пьер Паоло Пазолини. Итак, самый противоречивый фильм великого итальянца, его лебединая песня — «Сало или 120 дней Содома».

В данном случае, Сало — это не название фирменного украинского продукта, который употребляется с чесноком под водку с перцем. Республика Сало (с ударением на букву «о») — так неофициально именовалась Итальянская социальная республика, фашистское государство, созданное на исходе второй мировой войны и просуществовавшее полтора года. Именно в фашистскую республику Сало режиссёр Пазолини перенёс действие скандального романа французского писателя 18-19 веков Маркиза де Сада «120 дней Содома».

Кстати, злобный маркиз увлекался не только садизмом, но и философией. Собственно, смысл его философии как раз и сводился к оправданию садизма. Вот типичное высказывание этого мэтра жестокости: «Дурное поведение, разврат, порочные, преступные и даже чудовищные наши прихоти ценны уже тем, что доставляют нам удовольствие и наслаждение, и неразумно лишать себя того, что приносит радость».

Не знаю, что конкретно доставляло удовольствие и приносило радость Пьеру Паоло Пазолини, но фильм у него получился «крышесносящим».

Скажу сразу — неподготовленный зритель во время просмотра будет блевать и плеваться, ибо болезненные фантазии де Сада и Пазолини воистину не имеют никаких границ.

На протяжении фильма почти все его персонажи употребляют внутрь человеческие экскременты. Интеллектуальные критики стыдливо называют этот процесс «занятием копрофагией». Эти же самые критики уточняют, что «экскременты для сцен копрофагии делались из шоколада и апельсинового мармелада».

В соответствии с нетрадиционной концепцией фильма, участники этого кровавого действа разделены на господ-фашистов и пленников- рабов. Кто-то кого-то постоянно насилует самыми необычными способами. При этом гетеросексуальные отношения запрещены, нарушение запрета карается отрубанием рук и ног.

Пленников заставляют есть пироги с мелкими гвоздями, вырезают им глаза, вырывают языки, съедают сердца, снимают скальпы (как в кино про индейцев). Кроме того, их секут, прижигают калёным железом и просто убивают. Методы убийств, как вы сами понимаете, отличаются особым душегубством и цинизмом.

В общем, герои «Хостела» нервно курят в сторонке.

Я видел много жутких фильмов, но «Сало» — не просто жуть. Это — жуть высокохудожественная.

Я видел много порнографических фильмов, но «Сало» — не просто порнуха. Это — порнуха артхаусная.

Именно поэтому итальянский суд в далёком 1978 году признал «Сало или 120 дней Содома» произведением искусства. Такая вот коллизия — фильм стал произведением искусства по решению суда. Тем не менее, это произведение искусства до сих пор запрещено к показу в очень многих странах.

Как ни странно, я поддерживаю решение итальянского суда и (несмотря на визуальные зверства) ставлю этому фильму очень высокую оценку. И я не садист. Просто это действительно произведение искусства. Но — очень отвратное.

9 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ