Round one. Fight!

Round one. Fight!

«Выход дракона» стал настоящей классикой среди фильмов про восточные единоборства по многим причинам, главная из которых — Брюс Ли. К сожалению, это был последний полноценный фильм мастера, который умер за пару месяцев до премьеры. Притом, что ради «Выхода…» ему пришлось приостановить съёмки в так и не завершённой «Игра смерти», которую потом превратили в натуральную монтажную мозаику. Тем более, что на фоне предыдущих фильмов с Брюсом эта — самая яркая за счёт голливудского оттенка — американские актёры, динамика, более разносторонний сюжет (и, конечно же, английская речь!). Чем же запомнилась последняя эпохальная картина мастера и почему даже спустя столько времени её продолжают цитировать или пародировать везде, где только можно?

Стоит заметить, что съёмки велись в очень напряжённой обстановке. Хуже всего пришлось Брюсу, который страдал и морально и физически. То постоянные перепалки со сценаристом (Ли хотел сделать своего персонажа уникальным за счёт философского отношения к борьбе, в то время как Майкл Аллин относился ко этому прохладно и отказывался что-то менять), то с актёрами, многие из которых не верили в его уникальные боевые способности; были куча травм, знаменитая из которых порез осколком стекла и укус ядовитой змеи. Были и ещё случаи, но суть в том, что несмотря на все преграды фильм был завершён, а для Брюса на тот момент всё закончилось благополучно. Почти. Во время озвучивания, его измученный жесткими тренировками организм начинал давать слабину. Что было дальше известно всем.

Но вернёмся к фильму. Сюжет его незамысловат. На отдалённом острове живёт некий Хан — бывший монах Шаолиня, ныне — главарь бандитской группировки. Однажды, главный герой Ли получает от него приглашение поучаствовать в некоем турнире за солидное вознаграждение. Однако, герой соглашается в нём поучаствовать по другим причинам. Первая — личная просьба полиции найти доказательства причастности Хана к незаконной деятельности; вторая — месть за убитую сестру.

Простой, как две копейки сюжет уже по тем временам выглядел чем-то новаторским даже с точки зрения всей фильмографии Мастера. Нет уже никакой «борьбы за справедливость» в отдельно взятой деревне или городе, нет обыденной простоты и плоской морали (хороший-добрый). И, что удивительно, подача потеряла оттенок безысходности. Теперь всё просто, бросско, динамично. А если быть точнее — по-голливудски! Не сказать, что это плохо, просто такие вещи делают «Выход…» гораздо отличительным от Большого босса, Кулака ярости и т. д. Отсюда думается, что останься Брюс жив, его кино карьера пошла бы в подобной степи и постоянно поднималась вверх (да и то не факт).

Фильм — чистое развлечение. Он простой, слегка наивный, но по своему интересный и отдаёт типичным духом криминального боевика. Есть герой, если злодей с глобальными планами, есть конфликт и море экшена. Дерутся тут много, часто. Тем более, что несмотря на расприи Ли и Майкла Аллина, последний всё же внёс свою лепту — так, экранное время ровно поделено между Брюсом и молодым Джоном Сэксоном — будущим шерифов Томпсоном из «Кошмаров на улице Вязов». Так же в эту компанию затесался Джим Келли, который дерётся меньше остальных. Впрочем, и здесь улавливается сильная разница между персонажами — Сэксон быстр, силён, остроумен; Ли — практически молчалив, но быстр, как молния. Посему проявляет себя в полной мере уже во второй половине, когда конфликт фильм приобрёл новые краски.

Драки, как и раньше у Ли, поставлены замечательно. Особенно порадовала схватка Сэксона и Боло Янга — противопоставить худощавого американца и крупного мускулистого азиата было разумной идеей сценаристов. Также порадовала финальная схватка Брюса Ли и Ши Кьеня в зеркальной комнате — смертоносная, продолжительная, напряжённая.

К слову, у фильма слишком много моментов, которые в той или иной степени будут копировать другие медиа. Например, многие бойцы в файтинг-играх будут похожи на Брюса именно образца «Выход…», а такая игра, как «The Matrix: Path of Neo» вообще скопирует целую локацию. Ну и сам сюжет, а точнее его концепция, станет основой для знаменитого «Mortal Kombat». Вот такое значительное влияние у старого, простого, слегка наивного и предсказуемого боевика, который в сердцах многих остался, как памятный и значимый для поклонников Брюса и фильмов с восточными единоборствами вообще.

Напоследок, следует упомянуть актёров. Помимо Брюса и Сэксона в кадре засветились и такие интересные личности, как вечный громила Боло Янг, Джеки Чан (которого сложно заметить среди массовки во время драки в подвале), и даже Само Хунг Кам-Бо, который в будущем станет звездой старого, но доброго сериала «Китайский городовой», который смотрели, наверное, все, у кого был телевизор в начале нулевых.

«Выход дракона» — фильм, который следует смотреть всем. И тем, кто хочет ещё раз насладиться последней и яркой ролью Брюса Ли; тем, кому нравятся драки и тема восточных единоборств вообще; тем, кто ищет простой боевик, чтобы скрасить вечер. Вскоре, после съёмок, Брюс умер, но оставил миру богатое наследие. И этот фильм — один из них.

8 из 10

Источник