Режиссер Пол Лазарус: «Плохие сериалы сегодня не выживают»

В Москву приезжает Пол Лазарус, режиссер сериалов «Друзья», «Мелроуз Плэйс», «Беверли-Хиллз 90210», «Она написала убийство» и многих других. Некоторым повезет узнать секреты создания этих проектов из первых рук: Лазарус проведет курс «Форматы сериалов и их режиссура» в Московской школе кино.

КиноПоиск поймал режиссера между съемками и лекциями и узнал, какими своими работами гордится режиссер, какие сериалы обречены на провал и может ли современное телевидение разорить кинотеатры.

— До того, как начать снимать сериалы, вы много лет занимались театральными проектами. Как вышло, что вы сменили амплуа и перешли на телевидение?

— Я проработал в театре больше 10 лет. В конце 1980-х я переехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. У меня не было какой-то четкой цели, просто друзья, работавшие на телевидении, пригласили попробовать там свои силы. Мне стало любопытно. На тот момент у меня было очень много знакомых, которые перешли в сериалы: это было выгоднее, чем работать в театре.

— Для вас это тоже стало определяющим фактором?

— Не только. Когда я попал на телевидение, я не был уверен, что у меня что-то получится. Я любил театр всем сердцем, посвятил ему много лет, но неожиданно обнаружил, что мне очень нравится работать с камерой. Да, конечно, сериалы приносят больше денег, чем театральные проекты, но это не главное. Я понял, что эта работа доставляет мне огромное удовольствие. Поэтому я решил заняться ей всерьез. Мне посчастливилось попасть в сериал «Закон Лос-Анджелеса» — с этого все и началось.

Режиссер Пол Лазарус: «Плохие сериалы сегодня не выживают»

Пол Лазарус на съемках сериала «Кто такая Саманта?»

— Театральный опыт пригодился?

— Да, очень! В театре я научился очень важной вещи — разговаривать с актерами. Многие режиссеры, работающие на телевидении, понятия не имеют, как это делать. Они умеют работать с камерой, но не с актерами. Я же занимался этим больше 10 лет, многие актеры знали меня, и весь этот опыт пришелся весьма кстати.

— Когда вы начинали карьеру на ТВ, уже было немало хороших сериалов, но они не были так популярны, как некоторые современные проекты. В чем, по-вашему, причина того, что сегодня весь мир «подсел» на сериалы?

— Многие талантливые актеры, режиссеры, сценаристы перебираются на ТВ. Если раньше лучшие профессионалы работали в кино, то сегодня именно телевидение — кузница талантов. Все эти люди подняли производство сериалов на новый уровень: качество съемки и сценариев очень сильно возросло. Кроме того, зрители не хотят лишний раз выходить куда-то и отправляться в кинотеатр. Они с большим удовольствием остаются дома перед своими большими телевизионным экранами.

Режиссер Пол Лазарус: «Плохие сериалы сегодня не выживают»

Перебежчик: Стивен Содерберг на съемках сериала «Больница Никербокер»

— Как вы думаете, есть ли какие-то яркие тренды в производстве сериалов, которые проявятся в ближайшем будущем?

— Тренды — это очень зыбкая материя. Мне кажется, главный тренд — это переход талантливых профессионалов из кино на ТВ. Многие мои друзья, писавшие пьесы, теперь пишут сценарии. Те, кто раньше позиционировали себя исключительно как киносценаристы, занимаются сегодня сериалами. На телевидении больше возможностей, выше вероятность того, что результат твоего труда дойдет до зрителя.

— Но при этом что-то выходит из моды?

— Плохие сценарии, слабая техника съемки. На ТВ такая высокая конкуренция, что плохим сериалам сегодня не выжить.

— А режиссерам? Ведь тем, кто пришел из кино, тоже приходится привыкать к телевизионной специфике.

— На ТВ очень жесткий график и больше ограничений. Когда вы снимаете художественный фильм, вы можете позволить себе работать медленнее, у вас больше времени, людей, оборудования. На ТВ нужно выполнить гораздо больший объем работы в узких временных рамках. Один из самых ценных уроков, которые я усвоил за 20 лет работы в этой сфере, — если у вас есть замечательная идея, но вы не можете ее воплотить в жизнь в заданный промежуток времени, идея не такая уж замечательная.

— Об этом вы тоже рассказываете на своем курсе, с которым приезжаете в Москву?

— Да, конечно. Но вообще основная задача о курса — дать всем, кто заинтересован в этой теме, полное представление о том, как организовано производство сериалов в США.

Режиссер Пол Лазарус: «Плохие сериалы сегодня не выживают»

Пол Лазарус

— Что, помимо специальных знаний, нужно, чтобы попасть на такой проект в Америке?

— Во-первых, как ни банально это звучит, помимо таланта, нужно хорошо знать английский язык. Для иностранного актера очень важно избавиться от акцента, в противном случае он будет востребован только в определенных ролях, которых не так уж много. У режиссеров и сценаристов все иначе. Здесь тоже важен талант и владение языком, но также опыт и понимание того, что интересно зрителю, знание специфики производства сериалов. Я знаком со множеством иностранных режиссеров и продюсеров, которые успешно работают на американском ТВ. Попасть туда иностранцу вполне реально, но нужно быть действительно хорошим профессионалом и постоянно совершенствоваться.

— Сегодня не только режиссеры уходят из кино на ТВ, но и многие фильмы напоминают сериалы. Как вы думаете, есть ли вероятность того, что телевидение окончательно разорит кинотеатры?

— Да, оно всегда пыталось это сделать, предлагая зрителям условно бесплатный продукт. Но сегодня эта угроза особенно актуальна. Вот почему во многих кинотеатрах сейчас стараются ставить очень комфортные кресла. Таким образом их владельцы пытаются создать для зрителей условия, приближенные к домашним.

Вообще мне даже представить себе сложно, каким будет кинематограф в будущем. Сегодня все меньше людей ходят в кинотеатры. Даже в лучших из них не так уютно, как на своем диване: вечно кто-то забывает выключить мобильный телефон, билеты стоят дорого, припарковаться сложно. Сегодня поход в кино — это уже не волшебство, как раньше. При этом дома можно получить почти такое же хорошее изображение и звук, как в кинотеатре.

— Когда вам предлагают работу над сериалом, есть ли какие-то критерии по которым вы решаете, стоит браться за проект или нет?

— Для меня в первую очередь важен хороший сценарий. Например, есть сериал, работой над котором я особенно горжусь — «Давай еще, Тэд», а конкретно, серия «Расовая чувствительность». В ней речь идет о сотрудниках фирмы, которые были лишены способности видеть темнокожих людей, то есть в комической форме обыгрывается проблема расизма в США. Когда я читал сценарий, то был полностью поглощен другим проектом и совершенно измотан. Однако просто не смог устоять перед таким великолепным текстом. Пусть это прозвучит немного хвастливо, но я сделал все правильно: серия попала в список лучших эпизодов в истории ТВ.

Режиссер Пол Лазарус: «Плохие сериалы сегодня не выживают»

Герои сериала «Давай еще, Тэд»

— Какие еще сериалы, над которыми вы работали, вам запомнились больше всего?

— Мне очень нравилось работать в проекте «Как в кино» — первом комедийном сериале НВО, который снимали создатели «Друзей». Одна из самых безумных работ в моей жизни. И несмотря на то, что это было очень давно, мне очень нравился «Закон Лос-Анджелеса». Может быть, техника съемки по современным меркам там слабовата, но сценарий — отличный.

— Если бы снимали эти сериалы сегодня, сделали бы вы что-то по-другому?

— Думаю, в целом они остались бы такими же, но я бы их осовременил. Герои бы выглядели и одевались иначе, шутки были бы в духе времени.

— А какие современные сериалы вам нравятся?

— Должен признаться, сам я больше люблю образовательные передачи и книги. Но если говорить о современных сериалах, то один из любимых — это «Аббатство Даунтон», там замечательные характеры. Я обожаю Диккенса, а этот сериал пропитан духом его книг. Но вообще я совсем не фанат таких популярных сериалов, как «Игра престолов» или «Безумцы».

Режиссер Пол Лазарус: «Плохие сериалы сегодня не выживают»

«Аббатство Даунтон»

— Как вы думаете, есть ли какая-то формула успеха, которую можно применить к сериалу, чтобы он наверняка «выстрелил»?

— Думаю, если бы такая формула существовала, все сериалы были бы успешными. Многим хотелось бы узнать такую формулу, но ее нет. Кто бы мог подумать, что история человека, умирающего от рака и создающего лабораторию по производству мета, станет одним из лучших сериалов в истории? Кто мог сказать, что сериал с таким сюжетом, как «Родина», станет хитом? Мне кажется, зрителю нужно то, что удивит и восхитит его, что-то оригинальное. Но никто не может сказать наверняка, будет ли сериал успешным или же он провалится.

Источник