Режиссер «Королевы Земли»: «Редких покемонов не существует»

Режиссер «Королевы Земли»: «Редких покемонов не существует»

На 7-й Одесский международный кинофестиваль приехал один из самых неординарных современных американских режиссеров Алекс Росс Перри, работавший с Элизабет Мосс, Джейсоном Шварцманом и Джонатаном Прайсом, а теперь готовящий совместный проект с Disney.

На его счету инди-хиты «Послушай, Филип», рассказывающий о молодом писателе-мизантропе, и «Королева Земли», повествующая о жутковатых отношениях между двумя подругами, оказавшихся в отдаленном домике у озера.

На встрече со зрителями он говорил о советском Винни-Пухе, покемонах и Вуди Аллене. КиноПоиск записал лучшие тезисы выступления.

О своих проектах

Режиссер «Королевы Земли»: «Редких покемонов не существует»

Фрагмент постера «Цветового круга» — одного из ранних фильмов режиссера

Уже около года я работаю над новым фильмом о Винни-Пухе для Disney.

Сначала студия заполучила «Звёздные войны», потом Marvel, а теперь меня — интересный прогресс. Недавно я закончил очередной вариант сценария. Будет что-то в духе новой «Книги джунглей», те же продюсеры, те же технологии, но уже рассказывающие историю о том, как повзрослевший Кристофер Робин встречается со старыми друзьями. Я работал во многих кино- и телекомпаниях. Каждая из них ужасна по-своему. Везде все хотят оттуда сбежать. Но с Disney все иначе. Люди, которые работают в ней, любят то, чем они занимаются, любят свои истории и фильмы. И никто из них не хочет заниматься чем-то другим, кроме как оживлять свои истории и доносить их до публики в, по их мнению, лучшем месте на Земле.

Я видел советскую версию Винни-Пуха.

Она восхитительная. Отличные мультфильмы, реально хорошие. Прекрасно написанные истории. Знаю, что в России они очень популярные, даже на марках эти персонажи есть.

В прошлом году я купил права на экранизацию романа Дона ДеЛилло «Имена».

Это первый раз, когда я начал работать не с придуманными мною персонажами. В этом проект схож с «Винни-Пухом», где я, конечно, тоже не сам создавал героев. В таких случаях приходится приспосабливать их под себя. Обычно на своих персонажей я трачу по полтора года, в течение которых пишется сценарий. Чтобы написать текст, мне всегда нужно хорошо прочувствовать героев, а в случае с экранизациями возникает дополнительная сложность, потому что их нужно как бы перепридумать заново, чтобы понять мотивацию, зачем они делают то или это. Ведь если их поступки не будут иметь смысла для меня, то они не будут иметь смысла для тех, кто смотрит кино.

Людям, которым не понравился «Космополис», точно не понравятся и «Имена».

Хотя мне как раз «Космополис» (еще одна экранизация книги ДеЛилло — прим. КиноПоиска) нравится. Но для меня ориентиром скорее служит «Врожденный порок», чем «Космополис». «Врожденный порок» — отличная экранизация книги, которую я не люблю. То есть я ценю все книги Пинчона, но эта наименее любимая из его работ. Метод, по которому построен роман, просто не работает в книжном виде, тогда как его киношная версия очень увлекает.

О технологиях

Режиссер «Королевы Земли»: «Редких покемонов не существует»

«Королева Земли»

Я не боюсь технологий, но многого в них не понимаю.

Сейчас все сильно выстроено вокруг интернета, люди слишком сильно к нему привязаны. С другой стороны, хорошо, что не так популярно оружие. Лучше, если все будут играть во что-то дома, а не стрелять друг в друга на улице. Хотя я не понимаю, зачем люди ищут ночью в Центральном парке редких покемонов. Как может быть редким то, чего в принципе не существует? Ведь это же не физический объект. Это же не редкий комикс или фильм, доступный на небольшом количестве копий. Поэтому мне совершенно непонятно, что такое редкость в нынешнем значении, если оно не существует в физическом виде в реальном мире. Если вы видите на YouTube какую-то «редкую» рекламу, то как это вообще понимать. Она же везде, каждый ее может посмотреть.

Если интернет-кинокомпании без изменений протянут еще десять лет, это будет чудом.

Вспомните, чем когда-то был Netflix, как он изменился. Эти ребята занимались доставкой DVD по почте, а теперь сами снимают свои телепроекты, каждую неделю ими выпускается 15 серий какого-нибудь телешоу, сейчас же они делают и выпускают собственные фильмы. Это совсем иное, чем они занимались десять лет назад, по сути, другая компания с тем же названием. Раньше никто не мог подумать, что видеоконтент в интернете может быть таким же умным и глубоким, как и то, что раньше покупалось в обычных магазинах. Но все меняется очень быстро. Кто знает, что будет дальше.

Если посмотреть какой-то фильм, всерьез снятый через настоящие инстаграмовские фильтры, то можно будет ослепнуть.

Кто-то сказал, что «Королева Земли» выглядит, будто ее прогнали через инстаграм. На самом деле «Королеву» мы снимали на французскую камеру из 60-х и линзы из 70-х. Мы не накладывали какие-то фильтры или что-то в таком роде. Строго классический процесс съемки: старые камера и линзы, естественное освещение, 60-миллиметровая пленка — вот и всё. Больше ничего не нужно.

О жизни

Режиссер «Королевы Земли»: «Редких покемонов не существует»

«Послушай, Филип»

По выходным Нью-Йорк пустеет.

Многие жители уезжают куда-то в другое место, а мой район становится безлюдным. Для меня это совершенно очаровательная составляющая Нью-Йорка. Возможно, жизнь в этом городе настолько проблемная, что людям доставляет настоящее удовольствие оторваться от нее на недельку. Люди одновременно страшно хотят здесь быть и очень радуются возможности отсюда выбраться. Но я вообще не понимаю, как кому-то удается комфортно работать в Нью-Йорке. Ты постоянно видишь, как множество людей работает в кафе и ресторанах за своими компьютерами на публике. Может, они пишут колонки про секс, как Кэрри Брэдшоу. В общем, чтобы они там ни делали, для меня такой способ работы — тяжелейшая вещь на свете.

Меня вдохновляют мои кошки, у меня их три.

С ними мне совершенно незачем работать вне дома, потому что благодаря им вокруг меня всегда происходит много чего-то увлекательного.

О влиянии

Режиссер «Королевы Земли»: «Редких покемонов не существует»

«Карнавал душ»

Мы со съемочной группой всегда ориентируемся на какой-нибудь фильм Вуди Аллена.

В случае с «Послушай, Филип» это были «Мужья и жены». Для «Королевы Земли» мы ориентировались на «Интерьеры» с их камерностью и чувством клаустрофобии. Аллен снял «Интерьеры» после «Энни Холл», и тогда это было очень странное пополнение фильмографии, совсем не похожее на предыдущую ленту. Вот и мне после комедии хотелось сделать камерный драматический триллер. Перед съемками «Королевы Земли» мы много говорили об «Интерьерах» — эта лента меня очень сильно вдохновила.

На «Королеву Земли» повлияли два малобюджетных американских хоррора.

Это «Карнавал душ», который я очень люблю и много обсуждал со своей командой, а еще «Напугать Джессику до смерти». Оба о домиках у озера и о женщинах, считающих, что их преследуют призраки и сходящих от этого с ума.

О коллегах

Режиссер «Королевы Земли»: «Редких покемонов не существует»

«Послушай, Филип»

Работать с Джонатаном Прайсом было невероятно.

Я очень нервничал, ведь он же легенда. Джонатан снимался у меня за пару лет до «Игры престолов» в «Послушай, Филип». Мы все любим его за «Бразилию» или, например, за злодея в Джеймсе Бонде. До съемок я с ним не виделся лично, только общался по Skype. Он высокий, примерно моего роста, такой гигант. Его первый день на площадке был просто легендарный. Как только он пришел, то сразу же начал играть перед публикой. Весь день мы не могли поверить, что он с нами. Работа с ним была прекрасным опытом.

Джейсон Шварцман — один из самых харизматичных, умных и талантливых ребят, которых я знаю.

Сам-то я совсем не способен на столь неприятное поведение, свойственное его герою в «Послушай, Филип», но мне знакомы такие люди, которые выкидывают что-то похожее и даже хуже.

Продюсер Джо Сванберг — мой хороший друг на протяжении многих лет.

У него есть своя производственная компания, финансирующая малобюджетные фильмы. Он дал мне деньги на «Королеву Земли», а потом продал готовую картину на международном рынке. Он очень мягкий и великодушный компаньон. Моя новая и уже снятая картина Golden Exits, которую также продюсирует Джо, сразу про 17 героев. Больше, чем я когда-либо делал. Это будет кино вроде «Магнолии» или «Короткого монтажа». Такой паутиновидный ансамблевый фильм, чье действие происходит в Бруклине.

Один из моих новых сценариев я пишу для другого режиссера.

Я такого никогда не делал, но наслаждаюсь процессом. Но при этом тот материал, что я дам ему, будет исключительно его фильмом. Я ответственен за то, чтобы предоставить ему хороший текст, который легко бы читался и впечатлил бы актеров, а также всех, кто с ним ознакомится: художника-постановщика, оператора, художника по костюмам. Я пишу сценарий специально про его просьбе и меня это устраивает. Он может изменить, что угодно от начала до конца, однако я пойму его. Свои тексты я тоже бесконечно переписываю, причем и во время съемок. У меня сценарий никогда не закончен. Хотя проще выкинуть десять страниц из сценария, чем потом вырезать десять минут из фильма, как в случае с Golden Exits.

О творческом процессе

Режиссер «Королевы Земли»: «Редких покемонов не существует»

Фрагмент постера фильма «Послушай, Филип»

Я сыграл только в одном своем фильме, и мне это страшно не понравилось.

Игра очень мешает концентрации, ведь я параллельно должен думать о множестве других вещей. Никогда не буду больше играть. Мне нравится работать с другими актерами. Смотреть на себя в своем фильме довольно угнетающе, лучше смотреть на Джейсона Шварцмана, он справляется в миллион раз лучше. Приятнее все же просто сидеть в режиссерском кресле и наблюдать за любимыми актерами.

Мне приходилось самому монтировать свои ранние ленты, потому что я просто не знал того, кто умеет монтировать.

Потом я нашел такого человека, с ним мы сделали три фильма. С моим оператором Шоном Прайсом Уильямсом у меня долгие рабочие отношения. Он очень точно знает, какого результата хочет добиться. Я очень рад, что нашел таких верных соратников, берущих на себя всю ответственность по монтажу и операторской работе. Когда я сам занимался монтажом, то просто соединял один кадр с другим. Профессиональный же монтажер гораздо лучше знает свое дело, как и профессиональные актеры. Поэтому в двух последних своих фильмах я только пишу сценарий, утверждаю нужных людей и сижу на площадке в качестве режиссера, не волнуясь о продюсировании как таковом. Фактически у меня сейчас только две обязанности, тогда как раньше их было пять, так что теперь мне живется легче, чем пять лет назад, когда приходилось делать вообще всё.

Для меня важен только конфликт личностей.

В моих фильмах конфликт обычно происходит между двумя людьми. В «Королеве Земли» он начинается между двумя женщинами. Кто такая Вирджиния? Почему подруга третирует ею и относится к героине, как к сумасшедшей? Для меня подобных вопросов достаточно для того, чтобы создать фильм и сценарий. То же с «Послушай, Филип». Кто этот парень? Почему он так груб с подружкой и соседями? Что за человек ведет себя так? Почему вообще кто-то ведет себя подобным образом?

Для меня важно понять первую сцену фильма.

Сначала нужно понять, что за героев мы видим в ней, а потом действие развивается само собой. Конфликт в моих картинах в том, как разные личности сталкиваются между собой. Для меня это даже более волнующе, чем смотреть на водопад.

Я могу продумать об одной идее целый год, не написав ни строчки.

Я вообще не делаю никаких записей, но не потому, что у меня отличная память. По-настоящему хорошая идея стоит того, чтобы ее запомнить.

Фотографии предоставлены пресс-службой Одесского международного кинофестиваля и агентством Getty Images.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ